Понедельник, 24 марта 2003 г., Александр Касымов о стихах Дмитрия Воденникова. |
Александр КАСЫМОВ ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В
ЦВЕТУ 1. Мальчиш-плохиш Так любят только дети, Образами-фигурками переполнены его стихи. Пластилиновые, но мягкие и не липкие мишки и зайки, гривастые львы и товарищи по детским играм…. Базилики барочного собора разворачиваются в стихотворение, стихотворение – как картинка для игровой комнаты детского сада. Детского ада. Ангина, обычная, красненькая, становится предисловием к похоронам горлышка, голоса, песенки. Поездка в голубом трамвае становится поводом, чтобы распрощаться с улицами, на которых законсервировано счастливо несчастное прошлое. Стромынка, Преображенка, Знаменка… Автор любит Москву, он на трамвае вылетает из нее, любимой, к каким-то другим берегам, а их нет. Почему никто не хочет покатать мальчика на машине? Нежно-цветные картинки красивы, деталька льнет к детальке, мишка к человечку, человечки льнут к автору – автор в ужасе от них отшатывается… Раньше надо было любить, когда лирический герой не хотел любви, а теперь он предъявит счет за нелюбовь, - теперь он все вспомнит – и никогда не забудет. За то, детское, одиночество, что никогда не закончится, потому что персонаж не позволит.Эти тексты – посередине оппозиций. Ни добра, ни зла, а одно лишь настроение. Нынешнее, секундное. Мимолетности, но не Шопен, а Воденников. Длительные, не пролетающие мимо мимолетности… Лелеется фигура нехорошего ребенка. Который потом скажет: а, вот вы какие!.. Я так и знал, я предвидел!.. И вместе – никакого инфантилизма! Потому что инфантилизм – задержка развития, желание зацепиться за безответственность. Здесь – такова форма ответственного говорения. Блестящая праздничная майолика, когда похороны котенка становятся лейтмотивом дальнейшего страшного бытия. Ужасное/прекрасное – доминирующая смысловая рифма. Голый в репейнике – не форма эксгибиционизма, а просто натюрморт с бедным телом на колючем блюде. Впрочем, тело это тоже колется и жжется. И не надо взывать к доктору Фрейду. Во-первых, сейчас все равно или обед, или рабочий день кончился – пациентов не принимают! Во-вторых, Дмитрий Воденников с его текстами никакого отношения ни к психоанализу, ни к психиатрии не имеет. Пластилиновая продукция целой группы детского сада, фигурки с вмятинами от потных детских пальчиков – когда успел один взрослый это наработать? Мягкая игрушка – жесткая игрушка… Холодное есть горячее, сырое есть вареное. Туземное население страны вечных каникул листает тетрадь припоминания, дабы отстрелять всех виновных… во всех грехах аборигенов. Молитва состоит из проклятий. День освещен глупою луною…. А трамвай все равно проскочит мимо тех, к кому персонаж вроде бы направляется. Сколько солнца, как ярко все раскрашено – и все равно жизнь по ходу дела переименовывается в смерть. Вообще впечатление такое: некто решил нарочно поменять фазы местами – в надежде, что ток потечет в обратном направлении. И самое странное, что это – обратный бег электронов – происходит. Из глаз восхищенной публики летят искры. Все хлопают. Но актер (он же персонаж, он же автор) недоволен. Важно еще – как хлопать! Он требует защиты, а сам нападает. Он требует любви, а сам ехидненько наблюдает за толпой любящих. Демонический режиссер желает вместить в малое большое, он желает втиснуться-влезть в каплю, в электрон – чтобы стать гигантом, Гулливером, он ходит по детскому парку в ботинках 43-го размера… И в общем-то эта дивная манера прекрасна невоплотимостью замысла. Тут нет ни правды, ни истины. Зеркало отобразит то, что нужно, если знать, когда в него смотреться. Так любят только детей, и то лишь первый раз… Его героя хочется завернуть в одеяло и поносить на ручках. От этого могут быть неприятности. Но кому же жалко лишнего одеяла – ведь от гениев всегда одни неприятности! Неумение любить – видовое свойство. Умение привлекать к себе ненужную любовь – родовое. Вот только что такое гений? Ну можно предположить, что это – тот подмастерье, который лепит все поперек. С любовью к мороженому и воздушным шарикам. Ехидный и вредный. Легонький такой слоник, который не только все бьет в посудной лавке, но и добивается ее закрытия навсегда… Майолика!.. Майолика вышла… Остались слезы… Но ведь он знал, что доиграется, точно, знал. Ибо дар предвидения – на собственную голову – и есть основополагающее свойство. И чего же плакать? А он и не плачет. Он перевоплощается – в себя же, но уже другого. И при всей нервности стиха – как рассчитаны и жест, и мимика, и каковы паузы! Умение перевоплотиться в себя, чтобы стать, наконец, истинным и искренним. (А раньше? Разве он не был искренним? Но то была другая искренность – так бывает открыт, честен, увлечен актер в любимой роли!) Лирика – как кусочек героического эпоса (Гулливер и в той, и в этой стране – сказания о героях и богах!). Подвиг – жить в отрыве от жизни, но не расставаясь с нею. Формы существования – как формы стиха, любые, самые причудливые. Я чувствую – значит я существую. И почему же – плохиш? А просто для рифмы. Ведь, настаивая на узнаваемости персонажа, автор не отрекается ни от одного, казалось бы, самого случайного созвучия. Даже в скрытности своей автор-персонаж искренен. Но за ваши ассоциации отвечать не собирается. Плевать: должен ли быть поэт очень несчастным или не должен, не будем разбираться. Нету никакой социальности, никакого долженствования, а есть почти прозаическая цепочка событий вечного детства – и песенки для камерного оркестра, симфоджаза и всегда одинокого солиста. 2. Баллада несходства Лодейников, закрыв лицо руками, Для нашего поэта созвучия – важны. В краю чудес, в краю живых растений… Стихийный натурфилософ Лодейников не случайно
рифмуется с Воденниковым, который только
форматирует свои стихи под стихийное бедствие,
под энтропийный потоп. Мы оба горды, но ты справедливей, Так наши жизни растут и крепнут – Может, и правда, что в Воденникове есть некая
ррреволюционная романтичность, но как он
озабочен ее снятием! У молодости безобразный вид, Вероятно, люди действительно уже ослепли к
началу двадцать первого века, ежели в красивом
находят безобразное. Как вы полагаете, Дмитрий
Борисович? И ЧТОБЫ ЖИЗНЬ ТВОЯ ВСЮ ЖИЗНЬ СТОЙМЯ СТОЯЛА ОДНИМ УПРУГИМ И ЦВЕТУЩИМ КУБОМ И ЧТОБЫ ВСЕ ЭТО ТВОЕЙ МОГИЛОЙ СТАЛО, НО ТОЛЬКО Я ТВОЕЙ МОГИЛОЙ БУДУ. И уже непонятно, как тут ставить знаки
препинания – и на чем препинаться вообще. Вот так и я уйду (и на здоровье), Я тебя никогда не забуду, о боже, боже. Нет, надо начинать все заново! Ab ovo. С выяснения каких-то элементарных первооснов человеческих отношений. Первооснов поэтических отражений. И тех точек, где одно сходится с другим, и тех, где совсем не сходится, а, наоборот, расходится. Когда пахнет землею и воздушной пылью, когда запах цветения – входит в ароматический спектр умирания и когда… И когда… И когда… Толкуя вроде бы о частностях, переходя на какие-то, подчас одному ему известные личности (но среди некоторой публики уже появилась такая игра: Д.В. употребит в стихах имя – а слушатели-читатели гадают: да кто же это?), Воденников продолжает оставаться Лодейниковым, лежащим в философической траве. Он, правда, не столько рассуждает, сколько классифицирует по цвету и масти, реагирует на раздражители всей невозможной (и возможной тож) кожей. Любуется красотой отношений к персонажу. Но и некрасотой. И вообще в этом садике все перепуталось. Рубежа между двумя агрегатными состояниями человеческого тела вроде бы и не существуют. На стыке эстетически ценного и художественно неоценимого играет музыка – и мнится, что свирель. Пан должен быть с пастушеской свирелью. Дмитрий Воденников, точнее – его персонаж, иногда так похож на Нижинского в костюме Пана, что понимаешь: параллели с красноармейцем Тихонова просто из другой оперы, точнее – из иного балета. И вообще все параллели – из другого словаря ассоциаций. Ибо Д.В. умеет обратить сходство в различие. Точнее, даже так – сходство у него всегда различие и есть. И отличие. Он проходит собственную поэтическую школу с отличием. У этого ученика самого себя пятерки даже по таким странным предметам, как поэтическое хулиганство и художественный эпатаж. Кибальчиш выдает себя за мальчиша-плохиша – удивляясь, однако, когда его за такового и принимают. И не кричат “браво”! Его сборники и циклы – хорошо срежиссированные спектакли, но только не надо говорить с поэтом о театре! Большое сборище народа. Я на
сцене. Все сидят. Вчитывающийся в стихи Воденникова в этом
месте перестанет вчитываться. Нобелевские
лекции – даже во сне – не читают почему-то.
Почему-то лишь говорят о таких сновидениях. 3. Зеленый подвал Это я – Читая Воденникова, ловишь себя на детских
ассоциациях. По кочкам, по кочкам, в ямку бух!.. О, как тужатся почки в своем воспаленном
гробу, Мда, так видят только дети… И то – перестав быть детьми. И чего это я на критикесс набросился? Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни, а персонаж Воденникова все воюет с собственной – очень красивой – тенью. И даже не знаю, вотще или плодотворно. Нет, мохнатые плоды – в наличии. Пряный, безумный эротизм – тоже. Но об этом как-то не говорится. Ибо настолько волен персонаж, настолько он эстетичен в забывании о нравственности-безнравственности, в оленьем беге поперек общепринятых норм и правил (и как ему нравится бежать поперек!), что начинаешь прозревать: вот он мастер поперечности, противуречащий всем и всему – и самому себе тоже, и страсти своей провуречащий! Залюбуешься – да и забудешь всяческую насмешливость свою, без которой вроде бы и нельзя взирать на эту красоту ненаглядную – аж в глазах слепит!..Черешневая метель весной, вечный – на все времена года и жизни – зеленый подвал (еще одна яма, но, может, он вовсе и не внизу, а где-нибудь в бельэтаже), шершавость рук, негладкость кожи… Телесность, ощущаемая в этих стихах, начинает носить характер забвения конкретной телесности. Чувственность сигналит о чувстве, которого уже нет. …К тебе, Но почему же – через головы? Вот куда приводят игрушки! Вот какая странная
комната – дверь за портьерой в детской! Дмитрий Воденников. Holiday. – ИНАПРЕССС, СПб, 1999. Дмитрий Воденников. Блеск пчелиный. – “Знамя”, 2001, № 4. Дмитрий Воденников. Как надо жить – чтоб быть любимым. – “Проект ОГИ”, М., 2001. Дмитрий Воденников. Цветущий цикл. 2001. Публикуется в интернете на сайтах http://www.guelman.ru/slava и http://kvartx.on.ufanet.ru. (Этот цикл отмечен сетевой литературной премией “Улов” – Д. Воденников поделил в осеннем конкурсе 2001 г. первое-второе место с Виктором Соснорой). Дмитрий Воденников. Мужчины тоже могут имитировать оргазм. 2001. Публикуется на сайте http://www.guelman.ru/slava. Дмитрий Воденников. Ягодный дождь. – “Новый мир”, 2002, № 1. Желающим понять эстетику нашего поэта рекомендую также передачу “Своя колокольня” (Радио России), редактором и ведущим которой является Дмитрий Воденников и где иногда звучат его стихи. Она выходит в эфир в 1 и 3 вторник месяца в 20 часов 30 минут.
|