Февраль 2005


Высказывание месяца

    Если греки, а за ними европейцы считали спор средством выявления истины,

а китайцы избегают спора, видя в нем угрозу общественному спокойствию,

то в России спорили и до сих пор спорят ради самого спора

и часто только ради того, чтобы унизить оппонента

(разумеется, заведомо неправого).

 

Вл. Малявин


На сайте в феврале :

- Любимые лица Дмитрия Воденникова. Рома.

- Прямая речь.  (Из дневника Дмитрия Воденникова). 

- Видео и аудио со дня рождения Д. Б. в Билингве  (все участники)

- Сочувственный виртуальный комментарий к Прямой речи  Д.Б.  (Т.А. Флоренская. <"Что такое совесть?" >

- Из рубрики "Виртуальная перекличка поэтов". Роберт Фрост. "Мотыльку, встреченному зимой".

- Рисунки месяца . Художник А.Войцеховский.


Любимые лица Дмитрия Воденникова.

                                                  Рома

                                  macho1.jpg (107385 bytes)

                                                       Автор (с) Argi


- Прямая речь. (Из дневника Дмитрия Воденникова).

Wednesday, January 19th, 2005
5:12 pm
1. по вопросу о жизненном стоицизме.

Читая ленту нашел замечательный пост на сходную тему у имморалиста http://www.livejournal.com/users/immoralist/191008.html, здесь же предлагаю собственную выжимку из его монолога, под которой могу подписаться сам:

Самая распространенная (и неизбежная) ошибка - судить по себе, пропускать через себя, проецировать на себя.
Я - не исключение. Я не употребляю галлюциногены по одной простой причине - я пугаюсь, когда вокруг меня меняется реальность. И вот реальность изменилась. Я недоумевал, и переживал - почему люди, с которыми я мило общаюсь в реале, совершенно спокойно передергивают факты в СМИ (а ЖЖ - это , все-таки, СМИ). Было очень больно - не потому, что обидели - я не обидчивый, а потому, что привычные законы "физики общения" перестали работать. Но это было вчера.
Потом понял одну простую вещь - это ДРУГОЙ мир. И если в нем работают только законы PR, придется играть по этим законам. Потому что, как правильно сказала моя подруга, "точка возврата" у меня уже пройдена.
Факты и домыслы обо мне можно подать так, а можно иначе, и впечатление будет принципиально разным. Я же, в свою очередь, могу это воспринимать в свой адрес, а могу и не воспринимать. В первом случае, я солью в помойную яму кучу сил и энергии, пытаясь доказать, что я не верблюд. Во втором я найду более продуктивное применение себе.
Я выбираю второй вариант.


2. теперь - от себя и о другом.
(потому что всё, о чем написано выше, о чём говорил Саша, это так естественно для человека, который является публичной персоной, что проявляется уже просто на рефлекторном уровне, на сплошном автомате - и ты не тратишь на это даже минимальных сил, ибо это просто есть и от этого никуда не деться. Обратная сторона луны, если угодно :). И именно это - я называю всеобъемлющим чувством юмора, а не что иное..
Умение смотреть на свою фамилию, как на фамилию смутно знакомого тебе человека. Ну ходит там какой-то воденников, ну удачи ему, а я-то тут причем?.)

Потому что важно - не это

Когда-то одна моя знакомая сказала, что я обладаю одним странным свойством - направлять на как будто непримечательного ничем человека сильный луч света, в котором тот становится четче, ярче и после чего - начинает существовать по-другому.
Сильно сомневаюсь , что это действительно ТАК (скорее всего - я ничего не умею), но то, что во мне есть изначальное уважение ( и не-обидная жалость) к чужой жизни - это я знаю точно.
И надо очень постараться, чтобы в конечном счете я почувствовал к какому-то человеку брезгливость.
Раздражение - да, нежелание общаться - сколько угодно, а вот с брезгливостью - напряженка.
Потому что у меня нет на это морального права.
Ибо я - не исключенье:

Я - живу пронзительную и мучительную (чаще всего не по своей вине) жизнь.
Он - живет такую же жизнь.
Она - живет такую же жизнь.
Почему же я должен предполагать, что НН или ММ - живут как-то иначе?
Простая арифметика.
Ничего большего.



Другой вопрос, что я часто ошибаюсь, потому что жизнь - это всё-таки товар штучный, а многие - почему-то предпочитают целлулоидные мыльницы, - и таким образом мой природный демократизм иногда не канает.

Но это уже (извините) не ко мне
это уже вопрос техники - отключенные комментарии, закрытый жж, личная охрана, VIP - секция, ну и так далее :)

*у каждого, знаете ли, своя стратегия - "как надо жить, чтоб не потерять интерес к людям" ))

**/хотелось бы верить, что я хоть кого-то, но всё-таки рассмешил финалом этого поста,
по крайней мере - лично мне - ОЧЕНЬ СМЕШНО:)/

5:12 am - письмо для Тимофея Дунченко
Тима, я не знаю, что со мной происходит, но последнее время у меня творится что-то неладное с чувством юмора: оно у меня стало каким-то всеобъемлющим :).
Особенно в тех случаях, если что-то, на первый взгляд, неприятное касается именно меня.
Это, наверное, граничит с какой-то особой психической одаренностью (если не сказать - грубее :), но, как показывает опыт, эта невосприимчивость к словесной агрессии - вещь очень полезная.

Я наконец прочитал то, о чем вы так много говорили в своих закрытых постах:
http://www.livejournal.com/users/paskvilyant/739.html?view=8675#t8675

И хоть это может показаться странным, но у меня нет никаких (и это я подчеркиваю) претензий к автору этих записок.
По очень простой причине.
Потому что их быть не может.
Ибо человек играет с ПОДНЯТЫМ (как ни странно) забралом.
Он не мимикрирует под обычного юзера, не маскирует свой журнал под личный жж, он не обещает ничего другого, сверх того, что уже обещал, он никому не врёт.
Он называет себя пасквилянтом (то есть он заранее всех предупреждает, что будет писать именно пасквили) и сразу определяет эпиграф своего журнала ( я точно не помню, но что-то типа: Я такое же быдло, как и ты...)
Я не скажу, что это вызывает во мне уважение (потому что, что подобная мотивация - мне недоступна), но ЭТО ПРАВИЛА ЕГО ИГРЫ, КОТОРЫЕ ОН СРАЗУ ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ, и которых придерживается.

По этому поводу можно негодовать, на это можно сердиться, можно обижаться, это можно пропускать это мимо ушей, но УНИЧТОЖАТЬ ЗА ЭТО (как это предлагаете вы) НЕЛЬЗЯ.

Это его выбор, это его свобода, и, как ни удивительно это звучит, это его ПРАВО на такого рода свободу.

Более того... Я не думаю, что он это делает из зависти, или из ревности - или еще из каких-то мелких человеческих качеств своего характера. Люди завистливые обычно объясняют свои действия какими угодно причинами, только не прямыми. Ни один настоящий (по рождению) пасквилянт никогда себя пасквилянтом не назовет. Он придумает массу оправданий, но как огня будет бежать прямого названия.

Так что дело не в нем, ни в этом мальчике, и он ни в чем - по большому счету - не виноват.
Нельзя обижаться на человека, который тебе ничего про себя не врёт. Ему можно только отказать.
(если его жизнь или его выбор - тебе неприятны или противны.)

А вот ваш приятель ( не помню, как его зовут) и еще некоторые другие мальчики и девочки, которые спорили с вами (совершенно не понимая, что вы пытаетесь им втолковать) - вот это совсем другая история.
Куда более неприятная.

Потому что автор жж играет с ними в игру, честно определяя правила.
Он рассчитывает получить реакцию - ту или иную.
Возмущенную или восторженную.
В зависимости от внутреннего гнилья или от его отсутствия.
Потому что он в этом смысле - бог (как любой из нас в своем журнале).
Ибо это такой уж закон жанра.
Ничего не попишешь.

Поэтому он и говорит каждому ( в своём же профайле): ХОЧЕШЬ Я БУДУ НАЗЫВАТЬ ТЕБЯ БЫДЛОМ?
ХОЧУ, - радостно отвечает ваш приятель.
Ну хочешь - получи! (я думаю - улыбается хозяин жж).
Потому что он-то как раз не-быдло (потому что это его выбор и его игра).
А ваш приятель - ДА.


*к сожалению
...всё, оказывается, очень просто в этом мире


ну вот, собственно, и всё.
Уже скоро шесть часов утра, я хочу спать, но я не мог вас бросить в вашем раздражении, а на моё письмо в ваш закрытый пост вы мне не ответили (рыдает :), стал писать сюда и увлекся :)

/я публикую это пост в открытом жж, потому что не вижу смысла его прятать /


не грустите
Tuesday, January 18th, 2005
11:12 pm
Аня Логвинова в исполнении Елены Гончаровой
(никто так не умеет фотографировать поэтов, как это умеет делать [info]lenotte.)

http://www.livejournal.com/users/lenotte/76263.html
9:40 pm - о "пряном эротизме" и поэзии
http://www.livejournal.com/users/poza/90101.html?mode=reply
Friday, January 14th, 2005
2:02 pm
у меня, оказывается, появились новые друзья
(надеюсь это не моя буйная ночь в жж - тому причиной :)
если кому-то нужна моя взаимность - оставьте, пожалуйста, ваш юзерпик здесь, и я вас сразу (вернувшись) отмечу в ответ
потому что Саша Вознесенский прав, никогда не знаешь, действительно ли ты кому-то из отметивших тебя нужен как взаимный читатель


спасибо

(71 comments | comment on this)

1:35 pm - за полчаса до выхода
я никогда не знаю до последнего момента, какие чужие стихи буду читать в своей программе.
За полчаса до выхода я просто подхожу к полкам, протягиваю руку и выниманию два-три сборника. Трудно это объяснить, но между тем, как подхожу и протягиваю - и происходит выбор, решение. Я никогда не вынимаю случайные книги.
Когда я их убираю в рюкзак - я знаю, в какой последовательности все это будет звучать.
Еще я знаю, что из этих чужих стихов - получится только мое прямое высказывание.

Сегодня я почему-то сразу взял Дашевского, Георгия Иванова, Фета (?), а потом подумал и еще взял Кирилла Медведева с его "Вторжением".

*сейчас я могу признаться - что многих стихов Кирилла я так и не читал. Что многие его стихи - мне читать как-то ... не надо. А также, что я не дочитал до конца и эту книгу.
Но я открываю его "Вторжение" и я сразу вижу, это мой поэт.
Это чувствуется по холодку в груди.
И мне весело знать, что он есть.


*та же история с Могутиным, Еленой Шварц, Верой Павловой и Сергеем Гандлевским.
1:17 am - специально для [info]gracevich :)
цель театра - гибель и непотребство.

*а поэзия - сама по себе и то, и другое
и притом без всякой цели
и уж точно - без амбиций
(по крайней мере - без сознательных взываний к ним)
Thursday, January 13th, 2005
3:54 pm - о жж
Я - в отличие от многих - не считаю, что жж - это своеобразное коллективное бессознательное, потому что я вообще против бессознательных действий ( которые хороши только в снах, в стихах и в постели), да и слово "коллективное" мне что-то не очень нравится.
Поэтому я сознательно и в индивидуальном порядке хочу вернуть некоторые свои старые жж-долги.

Первое. Когда-то (не в самую лучшую минуту ) мы, скажем так, неудачно поговорили с юзером ГОСТЬЯ ( пишу юзернейм в русской транскрипции), - и скорей всего это произошло по моей вине. Так как мне до сих пор это неприятно, я бы хотел принести Вам свои извинения. Простите меня.

Второе. Давно хотел сказать (да всё как-то не собрался). Я очень часто и всегда с интересом читаю свою френдл-ленту. Иногда она меня просто восхищает (как например, сегодня, когда я читал РОМОВА и ГЕЙШУ, спасибо вам), иногда развлекает, иногда вызывает недоумение. А иногда раздражает - особенно, когда я вижу проявление этого самого уже упомянутого мной коллективного бессознательного, потому что - если уж быть чему-то молчаливым свидетелем, то уж лучше свидетелем чужой настоящей жизни
( пусть иногда непонятной или враждебной) , а не общей стилистической помойки.

Но так как я искренне считаю самым убогим журналом из всех мне известных - именно свой жж :), то, в принципе, мое раздражение быстро проходит. Я вообще предпочитаю не думать о людях плохо.

И последнее.

Очень не хочется быть неблагодарным.

поэтому - ВСЕМ спасибо
Wednesday, January 12th, 2005
3:32 pm
бывают такие дни - такие весенние, сухие, солнечные, - что если бы можно была нажать только одну кнопку (чтоб не делать много лишних движений, не суетиться, не вводить пароль, не сомневаться, а просто - поверить моменту) и всё стереть: все стихи, все письма, все свидетельства где бы то ни было о том, что ты жил и что-то делал на этом свете,
то, кажется,
я бы нажал эту кнопку.
Tuesday, January 11th, 2005
4:17 pm
http://vodennikov911.narod.ru/index21.html
Очередная ссылка, присланная Юрой Д. на его сайт vodennikov911 (хорошо хоть не vodennikov03).
Sunday, January 9th, 2005
5:15 pm
Ахматова говорила, что особо чуткие люди чувствуют весну с рождества. Я не чуткий, но это - правда.
Почему так невыносима ёлка в январе? Потому что зима уже кончилась. После десятых чисел - год поворачивает на весну. Даже когда январь снежный, солнечный и морозный - это еще яснее видно. (Чего давно, кстати сказать, не бывало).
Февраль же вообще весенний месяц (с самого детства), каким бы он ни был.
Как-то я привык жить по условному календарю., придуманному человеком (по неестественной воле последнего), - и только сейчас разучился.
Весна начинается 23 декабря, когда день прибавляется.
И это - всё.
И всё становится на свои места.



*совсем о другом, мимоходом.

…мне всегда казалось (точнее я всегда знал), что любовь и свобода - две вещи несовместимые.

дело здесь не во всех этих словесных формулах, которые обрушиваются на тебя в огромном количестве на всем протяжении любви (2 года, пять лет, 10) и которые самой своей формой свидетельствуют, если не о насильственной присвоении тебя и твоей жизни, то по крайней мере - о явной неизбежности твоей любовной судьбы и о полном отсутствии у тебя всякого выбора: "ты - мой", "я тебя никому не отдам" и т.д. ...
(я, кстати, последнее никому никогда не говорил, от какого-то непонятного внутреннего стыда, или точнее сказать - неловкости, потому что это - неправда)

и даже не в ревности и физиологическом отвращении к чужой (читай: твоей) измене
(что бы ни говорили поборники свободной любви,
ибо за одно только подозрение, что измена имела место быть, мою жизнь превращали в заунывный кошмар (а ревность всегда заунывна),
а я, если это подозрение было моим и повторным (потому что все-таки первая измена, как ни странно, сближает) сразу утрачивал всякий интерес к продолжению отношений, потому что у каждого, как известно, своя степень эгострастья, и здесь уже ничего не попишешь: лично у меня при любом подобном рецидиве - окончательно перегорают любовные пробки.)


…так вот я не знаю, в чем дело.
Но я знаю, что меня раздражает, когда говорят, что любовь - это свобода.
Потому что единственное, что их сближает - это необходимость на них каждый день работать.
А всё остальное - сплошная противоположность:
абстрактность - конкретность.
прозрачность - душевная муть.
самодостаточность - и ... невозмозможность самодовоплотиться.

...Возможно всё дело в том, что я никогда не знал какой-то высшей, прозрачной любви, а только земную, но даже если я только приближался к подобному бескорыстью, это означало сразу только одно: что я стою на пороге другой, новой любви, а здесь (или точнее - уже там) осталась только нежность и благодарность.

И вот это уже и была СВОБОДА.
Wednesday, December 29th, 2004
12:03 am
некоторые свои стихи я писал как бы с опережением. И теперь они догнали меня.
Ощущение от этого, надо сказать, неутешительное, безутешное.



*и все равно... Я вот думаю: стихи очень близко касаются жизни. Но все же не всей.
Они не имеют того отчаяния, которое есть в жизни. Потому что тупик и беспросветность стихам противопоказаны. Они им противно. По определению. Потому что стихи всегда - победа (в конце), а жизнь - поражение. Даже у героев.

**мне всегда казалось, что в любом стихотворении (даже коротком) должна уместиться вся жизнь. От рождения - до смерти (ну пусть только намеком).
Даже не казалось, а просто - всегда так получалось. Когда я видел, что у других в стихах не так - меня это удивляло и часто вызывало восхищение.
Интересно как люди пишут. Как бы синхронно (только в этот момент, как тесто стаканом режут, для пелеменей, или как кусок вырубают).
А у меня получается только так.
Как колбаса
(вот начало, вот конец
посередине - сама колбаса)

***Если раньше я сам для себя это оправдывал тем, что в сущности каждое стихотворение должно в зачатке своем сохранить возможность быть последним (мало ли что случится), то потом я плюнул на это дело и теперь не обращаю вниманье. Но если внимательно посмотреть на любой мой стишок, то почти в каждом обязательно будет слово "жизнь" и слово "смерть" (с производными). И это при всем том, что смерть меня вообще не интересует. Я о ней почти никогда не думаю, а следовательно не боюсь. Только олиной. Потому что смерти-то в принципе НЕТ.
Ибо, если продолжить гастрономическую параллель, то это всего лишь - оловянные скобочки на колбасных обрезках. И если о них думать, то, наверное, только в смысле - и как же я так умудрился всё это так быстро съесть... и что мне за это будет.
Или почему - люди, которых я люблю, уходят раньше меня


****но всё это, конечно, ерунда. Сравнение с колбасой - неудачно, ибо стихи это световой столб, попав в который ты просто слишком всё отчетливо видишь, чтобы об этом промолчать или отделаться полуправдой. Ты видишь начало, видишь конец. И тебя это СОВСЕМ НЕ ПУГАЕТ.
Но и не радует. Это просто отрезок, в который ты и помешаешь своё высказывание. Объективную правду (причем не свою, а общую правду), место которой только в этом отрезке.
Потому что потом стихи - уже не нужны.
Потому что их правда - здесь.

Я один раз это очень четко увидел, когда ехал однажды в трамвае. Я всегда думал, что лучше стихов о смерти, чем у Тютчева, просто нет. И вдруг я так ясно увидел (именно увидел, а не понял и не подумал), что все они о предсмертье. Всего лишь.
Потому что ПОСЛЕ ВСЕГО - нет даже тютчева. :)

.......

а ОН есть.
Tuesday, December 28th, 2004
1:48 am
прочитал надрывный (замечательный и пронзительный) пост одной жж-знакомой


*действительно... почему-то сегодня есть желание надрываться
и это хорошо.


всех - с наступающим

(75 comments | comment on this)

Friday, December 24th, 2004
3:13 pm - 36 (и шесть)
такая ужасная стужа, что я не могу выйти на улицу
поэтому гуляю не выходя из дома

надел пушистую шапку, накрутил подаренный Настей шарф, навалил пледы, открыл балкон - и теперь лежу и смотрю, как вечереет небо, на дуб, на летающую занавеску, на сухой легкий снег.

можно со стороны подумать, что я слегка не в себе,
а это просто СВОБОДА

(51 comments | comment on this)

Wednesday, December 22nd, 2004
5:12 pm - читая ленту
спасибо вам
Monday, December 20th, 2004
1:43 pm
22 декабря в среду в клубе Билингва в 19 часов
Воденников, Павлова, Родионов, Аня Логвинова и Тимофей Дунченко


*спасибо ребятам за согласие на участие в этой акции
это честь для меня.
Tuesday, December 14th, 2004
7:43 pm - из ленты
прочитал у [info]testimony
АЙЗЕНБЕРГ и ВОДЕННИКОВ.

Как-то Воденников в свойственной ему манере публичного прочтения своих текстов продекламировал примерно следующее: "В 93-м году все хотели меня". "Я не хотел", - мрачно заметил Айзенберг. После чего конечный вариант строки выглядел несколько иначе.



*немножко не так...)

когда я писал "не страшно, господи стареть
хоть мне сперва противно было"
.
.. ну и т.д. - первый вариант строфы заканчивался: "все восхищались? все меня хотели?
все -Димочкой хотели называть?"
, но когда я представил, что читаю это со сцены, а Миша Айзенберг, как обычно, чуть заикаясь,
говорит соседу :" я - н-не хотел..." - то передумал и
переделал на: "все восхищались? все меня жалели?",
о чем и рассказал сам на премьере этого цикла с уже упомянутой неоднократно и мной, и [info]testimony сцены.
В 1997 году.


**смешно наблюдать за тем, как твой собственный анекдот возвращается к тебе в виде чужой байки :)
***а в 1993 - меня как раз никто не хотел (рыдает)
2:28 pm
говорил по разным делам по телефону, когда пришла смска от сестры: "Димуля, звонил папа, напоминал, что сегодня тридцать лет со дня смерти мамы. Напоминаю тебе"

А я действительно забыл, что уже тридцать лет и что сегодня четырнадцатое.
Мама умерла за неделю до моего дня рождения, мне было всего шесть лет, и я помню только несколько расплывчатых картинок о ней.
Зато закрытую белую дверь в родительскую комнатату, когда нас с Юлей ночью, неожиданно разбудив, увозили к бабушке - я помню отлично.

Мне жаль, что я так мало помню.


*хотя нет, я помню еще ее модную по тем временам, короткую замшевую юбку
в сущности, она была девочкой (29 лет), и я ее уже на семь лет старше
Friday, December 10th, 2004
9:54 pm - в глухое бессловесное пятничное время
когда-то ПОЛИНКА СИ написала, что лучшее, что я бы мог сделать для нее, так это - если бы у меня в жж появилась запись "я счастлив".
Так вот, Полина, я был счастлив.

А теперь - я еще и благодарен судьбе, что, оказывается, у меня есть такие друзья, как некоторые мои френд-юзеры по жж, которых я никогда не видел, но которые - прекрасны.. Спасибо.

(63 comments | comment on this)

6:26 pm - блеск и нищета запломбированных куртизанок
пришел в близлижащую платную стоматологию ставить обещанную в нижнем посте пломбу
доктор лет 25 залезает всеми возможными руками, интструментами и даже ассистентом в мой заранее измученный рот, что-то делает там, причем смотрит не туда, а мне в глаза.
- А я видел вас, Дима, в программе на телевидении. Вы мне понравились.
- А-ы-е-е. Оии-е аалуйа о, - говорю я забитым по самое немогу своим драгоценным бессмертным голосом, что в переводе означает: А вы мне НЕТ. Смотрите, пожалуйста, в рот.

*когда уходил, спросил, как его зовут, потому что придётся приходить еще (система у них такая, деньгитянушая).

"Рома", - тихо ответил он.

ВЫВОД: Любой ПОДЛЕЦ - это Рома!


http://www.livejournal.com/users/kryakva_marga/53177.html?view=302265#t302265

Видео и аудио со Дня рождения Д.Б. в Билингве (все участники)

Есть возможность - выбрать, перекачать, просмотреть и прослушать (в формате mp3) - Дмитрий Воденников, Вера Павлова, Тимофей Дунченко, Андрей Родионов, Анна Логвинова  (публикация Тимофея Дунченко в его ЖЖ) -
http://www.livejournal.com/users/evilange/108420.html?mode=reply


Сочувственный виртуальный комментарий к  "Прямой речи" Д.Б.

                    (Т.А. Флоренская. <Что такое совесть? >

Открытие, сделанное подростками

И дома, и в школе мы, взрослые, постоянно взываем к совести ребенка. Но знаем ли мы, какое содержание стоит за этим словом у детей? Может быть, для них это " пустой звук? И понимаем ли мы сами, что такое " "совесть"?

Мы с Мариной Макеевой решили узнать, как понимают подростки слово "совесть". Попросили их написать объяснения этого слова, а потом " сочинения, где рассказывались бы случаи из жизни вымышленные героев или своей собственной, связанные с совестью. Пообещали им, что не будем оценивать их работу отметками и не станем рассказывать о ней учителям.

Нашу просьбу подростки приняли охотно, с интересом, и мы получили много искренних и содержательных ответов. В них отчетливо видны возрастные особенности подростков " младших и старших.

Для младших подростков " четвероклассников и пятиклассников " характерны подробные описания обыденных житейских ситуаций, особенно тема "о старушке". "Я вчера ехала в автобусе, было много народу. В автобус вошла пожилая женщина лет шестидесяти. У окошка сидел ученик. Женщина подошла к нему и поставила тяжелые сумки около него. Он посмотрел на сумки удивленно и отвернулся к окну. Так проехали несколько остановок. Потом женщина с ребенком уступила место старушке, она села и тяжело вздохнула. Мне очень стыдно было за этого мальчика. А он сидел у окна и напевал тихонько песенку". В таком же эмоциональном и нравоучительном тоне подростки четвертых-пятых классов описывают ситуации "разбитое стекло", "стертая отметка", "неуважение к учителю".

В рассказах этих детей отражены моральные нормы поведения школьника, усвоенные с первого класса. Их нарушение грозит наказанием и неодобрением взрослых. Но значимы они не только поэтому: ведь дети пишут не о страхе наказания, а о сочувствии, сострадании, любви к человеку.

"Например, мимо тебя прошел мальчик или девочка, у них какая-нибудь болезнь: они косые или у них длинные уши или шея. И мы, проходя мимо них, говорим: "Вон идет косая", или: "Вон идет гусь", или: "Вон идет ушастый". Но когда мы хорошенько всмотримся в их лицо, то в сердце появляется жалость к этим ребятам, и мы хотим подойти к ним и сказать: "Прости меня". Вот что такое совесть".

Здесь есть очень важное психологическое обобщение: когда мы проходим "мимо" человека, мы ведем себя не по совести, жестоко судим о нем, как о чужом, постороннем. "Но когда мы хорошенько всмотримся в его лицо..." тогда, проявив внимание к этому человеку, начинаем чувствовать жалость и раскаяние в своей прежней жестокости: это и есть голос совести. Такое переживание сочувствия другому, своей сопричастности ему М.М.Пришвин назвал "родственным вниманием". Оно проявляется не только по отношению к человеку, но ко всему сущему, с которым мы связаны узами родства. Так, совесть, основанная на родственном внимании, проявляется в отношении к животным. Вот один из рассказов на эту тему.

"Однажды я пошла гулять. Когда я зашла за дом, то увидела мальчика. Я подошла к нему и увидела, что он привязывает к крылу голубя нитку. Я спросила; "Зачем ты это делаешь?" Он сказал: "Тебя не спросил!" Тогда я его оттолкнула, взяла голубя и отвязала нитку. Потом его отпустила, но он не взлетел. Я позвала своего брата и рассказала все, что было. Мы этого голубя отнесли домой, стали лечить. Когда он вылечился, мы его отпустили, и он улетел. Теперь он к нам прилетает на карниз, а иногда стучит в окно и хочет что-то сказать".

Родственное внимание наделяет чувством совести не только человека, но и животных: "Моя собака Малышка очень маленькая, но злая. Однажды мальчики поймали на улице котенка и начали его в грязи валять. Малышка, увидев это, подбежала и укусила одного из них. Мальчишка заплакал и убежал. За первым убежал и второй. А я взяла котенка на руки и отнесла домой. Малышка не любит кошек, но она увидела, что он маленький, и сама стала спать на подоконнике, а котенка я положила в Малышкину постель. Сейчас котенок уже большой, и они дружат с Малышкой. Но Малышка так же зла к кошкам".

Сопереживание связано с родством, единством всего живого " из этого единства и рождается совесть. Об этом говорит наш внутренний опыт: мы испытываем угрызения совести, когда ставим себя на место того, перед кем провинились. "Мне было бы худо на его месте", " как бы говорю я, и действительно чувствую себя плохо, как будто этот человек не "другой", а я сам". Это глубокое чувство общности, сопричастности другому живет в каждом нормальном человеке.

В самом слове "совесть" на эту общность и сопричастность указывает приставка "со" (она и в таких словах, как "сообщность", "сочувствие", "сотрудничество", говорящих об общности, единстве людей). Корень этого слова " "весть" (от "ведать", "знать") " указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли именно с точки зрения общности, единства людей, природы и всего сущего.

Если в ответах младших подростков преобладает эмоциональная сторона понятия совести, то у подростков старших классов чаше звучит сознательная оценка своих поступков.

Объясняя понятие "совесть", младшие подростки пишут, что это "чувство, грызущее душу за плохой поступок"; "совесть " это любовь. Когда сделаешь что-то плохое, то и тебе от этого будет не очень-то хорошо, тебя замучает совесть". Здесь есть и осознание переживаний совести. Оно возникает сначала в связи с душевным разладом, трудностью (подобно тому как мы обычно начинаем анализировать ход своих действий, когда происходит сбой, нарушение правильного хода дела). По-видимому, этим объясняется то, что дети обычно связывают совесть с отрицательными переживаниями " "муками совести".

Осознание же совести как вести о правильности поступка хорошего, доброго, очевидно, приходит с опытом, когда человек приобретает навык слышать "голос совести" и руководствоваться им в своем поведении: одобряет этот голос или осуждает задуманный или уже совершенный поступок. У младших подростков поведение еще в большой степени определяется моральными требованиями и оценками взрослых. Новые оттенки в понимании совести появляются у подростков-шестиклассников и семиклассников:

"Совесть " это чувство, которое не зависит от твоих желаний. Если твой поступок прошел для всех незаметно, то для тебя самого этот поступок остается, ты начинаешь размышлять над тем, что ты совершил, потом тебя эта мысль начинает преследовать, и ты чувствуешь, что, если не исправишь свой поступок, то ты упадешь в собственных своих глазах".

Появляется ориентация своего поведения уже не на внешнюю оценку, как у младших подростков, но на самооценку. В этом возрасте мы не встретили уже ни одного ответа, связывающего совесть с моральными требованиями взрослых. "В человеке просыпается совесть, когда он сделал то, что ему самому не очень хотелось бы сделать. Совесть " это что-то круглое, пушистое, но, когда человек поступает плохо, на ней появляются колючки, и она царапается ими в душе человека". Такие описания переживаний совести говорят о глубоко личном, индивидуальном, собственном опыте подростка.

В этом возрасте учителя и родители занимают уже далеко не первое место в душевной жизни: их вытесняют отношения с товарищами. "Один мой приятель разбил одной девочке очки. После этого его целый вечер мучила совесть. Лежит какой-то камень на сердце " и все тут. Не знаю, где он набрал столько мужества, но все-таки он позвонил ей этим же вечером и попросил прощения. После этого у него как гора с плеч свалилась". (Не исключено, что "один мой приятель" " это и есть автор этого повествования: очень уж убедительно он описывает мучения совести.)

А вот другой рассказ. "Однажды одному, в общем-то, хорошему человеку взбрело в голову поймать на улице беспризорную кошку и привязать к ее хвосту груду консервных банок, чтоб гремело. "Авось ничего не будет", " подумал он и принялся задело. Он увидел на улице первую попавшуюся кошку. Поймав ее, он привязал банки к хвосту и выпустил кошку. Кошка загремела по улице, а "герой" отправился за ней домой. Но тут он увидел такое, что заставило его покраснеть. Его лучший друг отвязал от кошки банки. Это была его кошка. Наш "герой" сидел дома. Его звали гулять, но он отказывался. Его мучила совесть".

Не попадись этому (в общем-то, хорошему) человеку его лучший друг, может быть, пришлось бы долго мучиться кошке, а не совести. Увещевания взрослых уже не могут заставить покраснеть этого подростка, а вот друг...Что скажет, что подумает о нем? Это стыд, а не совесть: способность посмотреть на себя глазами другого, особенно любимого человека, и оценить свой поступок с его точки зрения. Конечно, подростку легче встать на точку зрения друга, чем посмотреть на себя глазами проходящей мимо старушки или милиционера (тут возникли бы уже другие чувства: озорства, бравады, страха, но не стыда и совести).

Стыд и совесть подростки еще не умеют различать; и действительно, эти чувства родственны: каждое из них основано на способности встать на место другого, почувствовать себя на его месте, представить и понять, что тот может подумать. Но стыд " перед другим за себя, совесть же основана на сострадании другому из-за себя, виновника его страдания. Совесть " более глубокое и зрелое переживание, побуждающее к осознанию нравственного нарушения.

"Совесть " когда в человеке пробуждается понимание, когда он сам с собой обсуждает свои поступки. Если они плохие, то он должен исправлять". Старшие подростки связывают совесть с убеждениями: "Совесть " это личное внутреннее мнение и суждение", "Совесть " чувство, не позволяющее сделать что-то, противное твоим убеждениям". Эти убеждения могут расходиться с мнением большинства, и подросток, для которого так значима солидарность с товарищами и сверстниками, способен даже, руководствуясь совестью, преодолеть давление их подростковой "морали".

Вот как изменяется ситуация "в общественном транспорте": "В автобус входит пожилой человек, и мальчик должен уступить место. Но он находится в компании сверстников, и над ним могут пошутить из-за этого. Но все-таки, переборов себя, мальчик уступает место на глазах у друзей. Он колеблется. Но потом чувство совести взяло верх над боязнью быть осмеянным".

В душе старшего подростка идет борьба между совестью и подростковым "негативизмом" " стремлением доказать свою свободу и независимость от морали взрослых. Вот как это звучит в их ответах: "Совесть " это такое понятие, которое мы не проходили. И вообще, это понятие вполне растяжимое. Если требуется индивидуальное мнение, то его дать не могу. потому что человек без общества " ничто. А вообще в разных ситуациях человек может проявить свою совесть, а может побояться это сделать. Постоянной совести нет ни у кого. Поэтому совесть " понятие относительное".

Любопытно рассуждение одного юного философствующего "релятивиста": "Что такое совесть " никто не знает (кроме меня). Я знаю. Могу поделиться. Это " то, чего в достатке нет ни у кого. Я так думаю. Совесть " это когда стыдно за свои плохие поступки (за слишком хорошие иногда тоже). Чистую совесть я в своей жизни не наблюдал ни у кого. Многие пытаются скрыть свою совесть. Им совестно за свою совесть. По-моему, совесть " нужная вещь. Было бы ее побольше у людей, особенно в нашем классе. Конечно, не надо слишком много совести. А то будет слишком совестно". И игриво-ироническая подпись: "К-ский и моя совесть".

Этому подростку явно "совестно за свою совесть" (а точнее " стыдно), оттого все так противоречиво и зыбко в его словах. Какая сторона этого противоречия победит, окажись он в ситуации нравственного выбора? Хочется верить, что эта наносная бравада пройдет со временем.

Но, к сожалению, этот подростковый негативизм у многих людей сохраняется на всю жизнь. Мы можем узнать его и в философских системах, и в психологических теориях, которые утверждают, что совесть мешает раскрепощению психической энергии: что касается "массового" искусства, то оно утратило не только совесть, но и элементарный стыд... Это " бедствие в нашем отечестве, которое еще в прошлом веке было для всего мира образцом высокой духовной культуры, несущей идеалы нравственной чистоты. Десятилетия безжизненной коммунистической морали сделали свое дело, обесценив подлинную нравственность, присущую душе каждого человека. Порою она таится под спудом стыда за свою совесть ("многие пытаются скрывать свою совесть").

Лишь в свободной душе говорит совесть. В условиях идеологического рабства человек становится глухим к ее голосу, и она замолкает. Но совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, страха, неудовлетворенности, тоски...Человек ищет, чем бы заглушить эту боль души, и с этим связаны разные виды наркомании: от алкоголя и секса до поп-музыки.

Подростки пишут: совесть "гложет", "мучает", "терзает", "болит"...Что это за обвинитель, властный голос которого сильнее голоса самооправдания? И что в нас "болит"? Мы знаем, что голос совести бывает сильнее физических страданий. Но когда болит сердце или зубы, ясно, с ними что-то неладно, их надо лечить. А когда душа стонет от мук уязвленной совести (как, например, у Бориса Годунова в пушкинской трагедии: "Как язвой моровой душа горит...") " что болит и почему " болит?

Страдания телесные свидетельствуют о нарушении нормального строя организма. Подобно этому, душевная боль говорит о расстройстве души. И у души есть свой строй, порядок. Нужно заботиться и следить за сохранением этого душевного строя, чтобы душа не заболела. Ведь душевное расстройство может стать необратимым, как и физическое. Оно может навсегда лишить человека радости жизни, сил и разума.

Вспомним Родиона Раскольникова из романа Достоевского "Преступление и наказание". Он сознательно, из "идейных соображений" убил старуху-процентщицу, для блага других, близких ему людей. Ко благу это не привело. А герой на протяжении всего романа мучается, томится и, подобно живому трупу, бродит по жизни, не находя покоя. Убив другого, пусть неприятного, чуждого ему человека, он убил жизнь в себе самом. Рассудочное самооправдание не помогает ему, он совершает один за другим странные, иррациональные поступки, символически выражающие подавляемое чувство вины. И наконец, как бы автоматически, непроизвольно решается на поступок, достойный истинно раскаявшегося человека: признается в своем преступлении и добровольно терпит наказание. Он на коленях просит прощения у матери-земли.

Но сознательное раскаяние приходит к Раскольникову только в эпилоге романа. Это поведение человека, душевно раздвоенного (что звучит и в фамилии "Раскольников"). Оно говорит о неумолимости совести " этого таинственного внутреннего судьи, выносящего приговор "всемогущему" теоретику. Это приговор по закону совести. Закон этот выражен в названии романа "Преступление и наказание". Его можно понять и как причинно-следственную связь преступления и наказания, и как их тождество: преступление и есть наказание.

Совесть дает о себе знать. Подростки "не проходили", что такое "совесть", но они знают о ней. Ни в одном учебнике по психологии я не встретила таких глубоких и зрелых ее описаний, как в словах некоторых из них: "Совесть " это второе Я человека, обязательное у всех. И обязательно это Я должно быть идеально правильным, верным, оно должно подсказывать человеку, что как, когда надо делать. Это Я должно думать о всех окружающих".

В психологии общепринято утверждение об открытии Я как существенном "новообразовании" подросткового возраста. Но подросток написал о втором Я. Это открытие куда более серьезное. Вот еще подобные ответы о втором Я: "Совесть " это что-то чистое, что есть в душе каждого человека, оно не должно быть подлым, это самоконтроль человека. И обязательно лучший"; "Это твое второе лицо (внутреннее)"; "Совесть " когда делаешь одно, а "внутренний голос" говорит, что надо бы сделать другое. И начинаешь мучиться: как надо бы сделать " так или этак? Как было бы лучше?"

Знаменательно, что открытие "правильного", "идеального", "лучшего" Я совершают подростки, критически и неприязненно относящиеся к моральным требованиям взрослых, склонные к своей "автономной" подростковой морали. Это служит аргументом против распространенного в психологии и педагогике мнения о совести как результате усвоенных моральных норм и требований взрослых. Требования совести прорастают изнутри, моральные требования идут извне. Они могут совпасть, а могут и разойтись. Моральные требования не универсальны, они меняются в зависимости от времени, культуры, общественного строя (говорят и о "преступной морали", и о "фашистской морали"). В голосе совести звучит нравственный закон души человека. Не случайно подростки называют второе Я "правильным", "идеальным", "внутренним судьей": ведь судья судит сообразно законам, правилам, нормам. Помимо моих личных эгоистических интересов существуют объективные законы, нарушение которых вредно для всех и для меня самого. "Это Я должно думать о всех окружающих. Оно должно подсказывать человеку что, как, когда надо делать".

Во мне живет и руководит мною мудрейший Наставник, Он говорит со мной голосом совести. Слушаясь Его, и сам я могу стать не просто умным, но мудрым в своих мыслях, чувствах и делах. Советы Его могут оказаться выше моего разумения и даже идти вопреки ему, но жизнь покажет их истинность, опыт научит, что непослушание голосу совести вредит и мне, и окружающим меня людям.

Совесть " голос Божий в душе человека. Весть идет от Бога, со-гласие " от человека. Веления совести согласны с десятью заповедями Библии. Это законы, нарушение которых грозит распадом личности и обществу. Если бы все люди стали убивать, красть, вести беспорядочную половую жизнь и т. д. - это привело бы к хаосу и погибели человечества. В эту пропасть и пытаются затянуть нас силы зла, открыто и нагло разрушающие нравственность. Битва идет уже не на жизнь, а на смерть. И каждый призван сделать свой выбор.

10.12.2000
(опубликована на сервере 10.12.2000)

Книга доктора психологических наук, педагога, автора нового варианта программы для старшеклассников "Этика и психология семейной жизни". Т.А.Флоренская "Мир дома твоего"(глава из книги)
Полный вариант книги: http://www.librarium.orthodoxy.ru/semya/mirdom.htm


Из рубрики "Виртуальная перекличка поэтов".

Роберт Фрост. Мотыльку, встреченному зимой.

Вот тебе теплая моя рука,

Согретая в кармане, -- приземляйся,

Серебряный лоскутик черноглазый,

Что отдыхает, распуская крылья

В накрапах бурых.

(Я б назвал тебя,

Дружи я с бабочками, как с цветами.)

Скажи-ка мне теперь, как ты рискнул

Пуститься на такую авантюру:

Зимой любимую себе искать?

Нет, погоди, дослушай!

Я-то вижу, Во что они обходятся тебе --

Полет и непосильная свобода.

Не обретешь ты пары, не мечтай.

Есть что-то человечье в этой доле,

Извечное глухое невезенье,

Несовпаденье сроков и судьбы.

Ты прав, что толку сожалеть!

Лети же, Пока ты не погаснешь на ветру.

Должно быть, мудрости твоей нехитрой

Хватило догадаться, что рука,

Протянутая мной непроизвольно

Над бездной, разделившей нас с тобой,

Зла не таит и жизнь твою не сгубит.

Не сгубит, верно; но и не спасет.

Мне бы свою продлить еще немного.

 


- Рисунки месяца .   Художник А.Войцеховский.

                    Мой бесконечный друг;                                                  Пришлось отступить

Мой бесконечный друг.jpg (45951 bytes)Пришлось отступить.jpg (52738 bytes)

 

 

 

 

 

 


 

Перейти к предыдущему интервью (Январь 2005).

Перейти к следующему интервью (Март 2005)  

Перейти на первую страницу проекта (Февраль 2003)

Хостинг от uCoz