На страничке в декабре три группы материалов.
-ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ В
ЖУРНАЛЕ «
OFFICIEL
». Статья о нем и
фотографии Дмитрия Воденникова в
февральском номере модного журнале, который поступит в продажу в январе
2004
Его часто можно встретить в московском клубе «О.Г.И.». Девочки смотрят на него как на мираж: слишком красивый, слишком нервный, слишком «звезда». Дмитрий Воденников – самый яркий, самый бесстыдный поэт поколения тридцатилетних.
Его бесстыдство – в том, что он не боится говорить о себе, выплескивать себя полностью, обнажать все свои страхи и желания. Сам Воденников называет это эстетикой самодоноса. Его стихи по силе и страсти сравнивают с ранним Маяковским. Каждый его жест – даже когда он просто поправляет очки - кажется совершенно интимным, почти неприличным, и при этом точно выверенным. «Почему ты не можешь поверить, что это не театральность, а просто моя органика?» – удивляется он.
Когда-то он написал:
«Мне стыдно оттого, что я родился
кричащий,
красный, с ужасом - в крови.
Но так меня родители любили,
так вдоволь
молоком меня кормили,
и так я этим молоком напился,
что нету
мне ни смерти, ни любви».
Родился Воденников тридцать пять лет назад, и так с тех пор и говорит о любви и смерти.
>Автор трех поэтических книг, ведущий радиопрограммы «Своя колокольня» на Радио России, несколько лет назад номинировался на Антибукера и премию Андрея Белого. У него не попросишь «расскажите о себе»: он все время рассказывает о себе, в каждой строчке. Учился в педагогическом институте, преподавал в школе русский и литературу, а потом его учительский пафос переметнулся из школы – в поэзию. Он и с людьми, которые приходят на его поэтические вечера, часто общается как с учениками, пытаясь что-то им объяснить, раздражаясь, что они не понимают, чуть ли не грозя вызвать родителей в школу.Открытость, обнаженность всех нервов выглядит почти детской.
Воденников может хвастаться только что купленным заячьим тулупчиком – и тут же
объяснять, что просит у мира пощады и защиты. Рассказывать о том, как
невыносимо расставаться с любимой женщиной, с которой прожил десять лет, и тут
же объяснять, что идея поэзии – спасение, а не тупик. Рассуждать о том, что ему
никто не даст никакой премии, потому что он хочет писать не для литературной тусовки, а для людей, - и тут же говорить: «Я бездарен. А гениальным
становлюсь, когда я на грани”.
Он все время на грани. Недавно издал диск «Не для всех», где читает свои стихи под музыку I.M. и ансамбля «4’33»– получился новый жанр, тоже пограничный: уже не мелодекламация, еще не песня. Он всегда в черном: «Я не могу себе позволить ярко и броско одеться. Потому что, если я выйду на сцену в чем-то ярком, люди просто перестанут мне верить. Они ждут, что я приду трагический».
И вот он приходит, весь в черном,
красивый, трагический, и публика замирает – не от его стильности, не от его
актерского дара, а потому, что из его стихов бьет яркий ровный свет.
К.Р.
ПОЭТУ
ДМИТРИЮ ВОДЕННИКОВУ – 35 ЛЕТ.
Кто-то
живет времечко, кто-то живет время, а Воденников каждый день умудряется жить
как эпоху.
И даже свой день рождение превратить не в
праздник розовых пузырей, а в очередной головокружительный и опасный сальто мортале на тонкой проволоке над головами притихших
сограждан.
22
декабря в клубе проект Оги состоялся единственный в этом году его сольный
вечер.
Как
обычно у Воденникова, все было страшно,
стремительно и мощно. Были прочитаны хиты из книг «Мужчины
тоже могут имитировать оргазм», «Как надо жить, чтоб быть любимым», был жесткий
забой, заданный перкуссией Владимира Никритина, были минуса с диска композитора
А.М. «Воденников не для всех», но самым
главным было ощущение прорыва и нерва времени, который сам для себя Дмитрий
Воденников определил как ВРЕМЯ НОВОГО БОЛЬШОГО РУССКОГО СТИЛЯ.
И
это был фурор.
С
публикой творилось что-то невообразимое: люди замирали, смеялись
прям как будто по его сигналу, а в некоторых моментах многие плакали
(Воденников умеет создать мучительную пульсирующую невидимую спираль между
собой и залом – из счастья, пронзительной искренности и почти физической
дрожи).
Но
поразительно, как реагировала одна моя знакомая, большая поклонница стихов
Д.В., сама при этом не принадлежащая (что важно!) к литературным кругам, потому
что является серьезным бизнесменом ( а уже давно
замечено, что большинство поклонников Воденникова как раз люди, что называется
«сильные, сами себя сделавшие»).
Выходя
из зала после окончание вечера, пока еще не смолкла овация ,
она сказала: «Господи, что же вы все хотите сделать с НИМ. Разве ты не видишь,
что вся это литературная братия хочет сделать с Воденниковым только одна – его сожрать. А ты еще говоришь, его любят. Накося! Его любят
только те, кто сам состоялся, кто сам талантлив, все остальные – никогда ему
своего бессилия не простят».
Хотелось
бы на это посмотреть: КАК МОЖНО сожрать Воденникова.
Даже
смешно.
Татьяна
Райт
РЕПЛИКА
ИЗ ЗАЛА (в добавление к рецензии-эссе "Неоспоримой кровью":
"НМ" 11, 2003; "Литературный дневник":
www.vavilon.ru)
Мелодекламация, чтение стихов в сопровождении аккомпанемента.
Театрализованная, "опосредованная" подача текста. - Хорошо это или
худо - для поэзии, поэта, читателя (аудитории)? Влияет ли перспектива подачи
текста "с голоса" на сам момент написания текста, требует ли она в
этот момент определённой конъюнктуры от автора, или же это - только последующее
"обрамление" уже написанного? Совместимы ли серьёзная поэзия и
понятие "поэтическое шоу"? Применим ли к таковой (совмещаемой-таки)
термин "арт-поэзия"? Не является ли "смешение" разных видов
искусства, равно как и некоторое "актёрство" при подаче текста со
сцены - "предательством жанра"?
ПИСАТЕЛЬ ОЛЕГ ДАРК о вечере ДМИТРИЯ ВОДЕННИКОВА
22 декабря. Там же, большой зал. Дмитрий Воденников.
Когда слушаешь Воденникова, хочется ему отдаться, причем тут же, на усилителях, расставив ноги. Некоторые, правда, говорят, что не ему, а вообще отдаться. Через час после "вечера" желание тает. Через два - вовсе пропадает. Это один из случаев, когда понимаешь, отчего женщина, не желающая изменять мужу или любовнику, но остро чувствующая обаяние какого-нибудь мужчины, стремится убежать или запереться. Нужна передышка, немного времени в одиночестве, чтобы опомниться, перевести дух; желание было неглубоко.
Воденников соблазняет. Он хорош собой, ну, согласитесь, мальчики! Активен и наступателен. Изобретателен в образности и однообразен интонационно. В красноречии с монотонностью - успех всякого любовного объяснения. Я перечитал стихи Воденникова "с листа", там чуть ли и нет места интонации, с которой он их посылает залу. Он неврастеничен, что в некрасивом отвратительно, в красивом привлекает. "В чем судьба отказала ему?" (Достоевский - о Тургеневе). И откровенен до бесстыдства. Все время кажется, что выдает свои тайны, а доверие подкупает. Он любуется собой. В нарцисса естественно влюбляться нимфам.
Воденников - новый, еще молодой Кинчев. Но кинчевские поклонники - с "красным на черном" на устах взяли бы Смольный, если б пришлось, а возбужденные Воденниковым молодые люди выпьют лишнюю бутылку "Пепси-колы".
Воденников хорош с бокалом красного вина, чуть присев на усилитель, слушая стихи молоденьких девушек, которых пригласил читать - с ним. И хорош, властным жестом - правой рукой и чуть назад - останавливая скрипку. Он еще более хорош, когда выходит с раздраженным: "Как мне надоели эти женские голоса. Я никогда не думал, что прекрасные женские голоса могут быть так отвратительны". (О девушках, которых пригласил.) Истерика? Очаровательно! Интересно, отрепетирована ли. Но лучше всего он - после "концерта", обессилевший, опустошенный, точно не Воденников после сорока минут (кажется, чистого времени) чтения, а Мик Джеггер после трех часов напряженного движенья.
Воденников - звезда. Он ею родился. Но звезда уже разочарованная. А нет ничего прекраснее разочарованной звезды. Я одинаково не сомневаюсь и в необыкновенной одаренности его, и в том, что то, что он делает, - не поэзия. Да и почему поэзия - обязательно хорошо? Но поэзия не может держаться одним напором соблазна, только личной сексуальной энергетикой такого рода, что заставляет прощать то чрезмерность образности, то ее тривиальность. А поэзия в прощении не нуждается. Но все время вызывает вопрос: да что же тут такого. А ничего особенного. Просто слова: "Наедине с тобою, брат, // Хотел бы я побыть...".
Положение Дмитрий Воденникова в современной литературе несколько рискованно – как вообще рискованно положение новатора, тем более настолько яркого, развивающего явно необычную и в то же время втайне узнаваемую энергетику.
«TEXTONLY» www. vavilon. ru
Читать
стихи Воденникова стыдно, страшно и сладко. Стыдно – потому что Воденников нарочито нарциссичен. Страшно –
потому что детский восторг, брат-близнец детского ужаса, бродит по страницам
его книг, бросается на читателя. Сладко – потому что капризная и убийственно
точная интонация завораживает и не отпускает. Не бойтесь, она не отпустит вас
уже никогда.
«ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ»
Его
безнадежный, зачаровывающий метод складывать слова постоянно готовит к тому,
что каждое из них может оказаться последним. Лирик, наградивший себя столь
развитым чувством ответственности, разрывает тем самым всякие связи с
постмодернистским миром. Так что Воденников, не скрывающий
личных трагедий ….в этом смысле одинок.
«СЕГОДНЯ»
Самый
недопустимый штамп, накладываемый на эту поэзии, содержится в отвратительных
размышлениях о ее «особом лиризме». Говорить о «лиризме Воденникова»
бессмысленно, потому что Воденников –
до-лирический и по настоящему жестокий и жуткий поэт.
«EX LIBRIS НГ»
…Все это так, но любой другой, кто опрометчиво
захочет встать в очередь «воденниковообразных», явно переоценил степень
кокетства, допущенную поэтом Воденниковым в почти трагическом вопросе «кто же,
кто же посмеет быть, кем был и смею я?» … А он опять всех обманул. Он
рационален до невозможности.
«РУССКИЙ
ЖУРНАЛ»
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 |
07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |
2 0 0 4 |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 |
07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |