Июнь 2004

Высказывание месяца

Мир полон людей, совершающих одни и те жесты в одних и тех же местах, но людей, несущих в себе и создающих вокруг себя миры, разнящиеся больше, чем созвездия.


 
Э. Мунье.



На сайте в июне :

1.Прямая речь
(Д.Б.берет тайм-аут)

2.Интервью с магом Валентиной Пазиловой о том, что такое человек.
И вопросы к Д.Б. по ходу интервью. В частности о том, являются ли его стихи магической техникой.

3.Созвучия. Перекличка поэтов.
Мишель Уэльбек. Эссе и стихи.
("Счастья бояться не надо - его нет", "Поэт - это священный паразит").

4.Картинная галерея.
Потенциальные иллюстрации к стихам Д.Б. или других поэтов. Или просто талантливые работы.

- Рисунки месяца. Автор - Lerok. "Кайfff", "Му-Му"

5.Открытия месяца.
- Галина Давыдова "Констатация" (стихи).

- Вера Павлова "Новые стихи".

- Юлия Калинина "Плохая копия"(публицистика).

6.Притчи месяца.

"Ученичество".

"Эволюция".

"Проекция".

(Автор - Энтони де Мелло).


Рамблер Почта
1.Прямая речь

Дмитрий Воденников (по телефону):
Вы знаете, Юра, я решил в этом месяце продолжить тайм-аут..."<...>. В трубке раздались короткие гудки....

       


2.Интервью с магом Валентиной Пазиловой и вопросы Д.Б. по поводу того, являются ли его стихи магической техникой.

Уважаемый Дмитрий Борисович!

 Только что я открыл для себя Валентину Павловну Пазилову - философа и мага. Она долгое время работала главным редактором журнала “Наука и религия”. Открыл, кстати, читая двухлетней давности интервью с ней в журнале "Эгоист генерейшн". По ходу чтения интервью, у меня стали возникать вопросы именно к Вам. Мне показалось, что описание В.П. собственной магической техники странным образом совпадает с моим представлением о том, как (и зачем) Вы пишете стихи.

(из письма Дмитрию Воденникову от 14 февраля 2004 г)

Корр - Валентина Павловна, а близким людям приходилось помогать с помощью магии?

В.П. - Ну а что же делать? Одну маленькую, очень больную девочку, дочку моей подруги, я лечила с помощью рисования.

Корр - Как это?

 

В.П.- Есть такая штука, называется импульсивное рисование. Многие люди занимаются этим, но относятся к этому несерьезно. Может быть и у вас есть привычка во время разговора черкать что-нибудь на бумаге: какие-то линии, каракули... Это означает, что рука ваша выражает на бумаге ваши ощущения , ваше энергетическое состояние. И даже пространство, в котором вы сейчас пребываете..

 

Корр - Пребываю, одновременно находясь здесь?

 

В.П. - Конечно. Так вот, эту больную девочку я рисовала очень подробно. Со всеми ее внутренними органами. И я не просто рисовала то, что было у нее на самом деле. Я прикладывала определенные силы, чтобы рисунок получился как можно красивее. Например, к ее голове шли всякие замечательные потоки и лучи. А ноги я ей делала длинные, большие, уходящие корнями в землю

 

Корр - Она выздоровела?

 

В.П. - Я рисовала ее, пока она не выздоровела. Что же касается импульсивного рисования, то с его помощью можно изображать даже ситуацию и влиять на нее. На рисунке ввсегда хорошо видно, что именно не так и где не хватает энергии. Рисунок можно дорисовать, украсить, вобщем, переделать необходимым образом...

 

Дмитрий Борисович.

Я не буду спрашивать, верите ли Вы в это… (а, правда - верите?).

Читая все это, я вдруг подумал, что и Вы занимаетесь чем-то похожим.

Ведь и то, что описала Валентина Павловна и то, что делаете Вы - очень напоминает техники, принятые на вооружении в Арт - Терапии - терапии искусством.

Только там человек, занимаясь творчеством - лечит сам себя.

 А у Пазиловой и у Вас - других. А может - И СЕБЯ - ТОЖЕ? ДА?

Только, в отличие от Пазиловой, Вы рисуете - словами и образами , (ну там метафорами и синекдохами всякими).

А как Вам (изнутри) кажется? Это - ТАК? A Вы кого-то стремитесь сознательно или бессознательно - “ИЗЛЕЧИТЬ”?

Как ( по-Вашему) -  помогают ли ваши стихи “тяжелобольным девочкам”.

 А - “мальчикам”?

 А не “тяжелобольным”?

И адресованы - КОМУ?

И помогают - КОМУ?

И - чем они тогда, (ну, кому стихи помогают) - “БОЛЬНЫ?” А может слово “лечить” здесь не подходит? А какое слово Вы бы здесь применили?

 

В.П. Маг отличается от других людей тем, что осознал в себе магические силы и может ими управлять, сами же эти силы есть у всех и иногда они могут действовать неконтролируемо, сами по себе.

 

Д.Б. - Снова вопрос по ходу - А Вы ощущаете в себе некие магические силы? И - умеете Вы ими управлять? Или Вы все это ощущаете как-то по-другому? А КАК? Расскажите, если можно...

 

Корр - А как осознать в себе магические силы?

 

 

В.П. - Надо просто осознать, кто ты есть на самом деле.

Задать себе такой вопрос: кто был бы я, если бы у меня была другая профессия, другие родители, другая внешность, все другое?

Когда начинаешь себя серьезно об этом спрашивать, начинаешь понимать, что ты - это колодец, а твои социальные роли - это что-то вроде лиан, которые его оплетают сверху. Раздвигая лианы руками, можно попробовать заглянуть  в колодец...

 

Корр - А там пусто!

 

В.П - Там бездна. И возможно, даже темнота. Конечно, без ролей никак нельзя. И когда ты осознаешь свои роли, ты можешь ими пользоваться гораздо виртуознее. Но при этом ты знаешь, что это - не ты.

 

Корр - А ты - это бездна?

 

В.П. - Да

 

Корр - Неужели действительно можно на полном серьезе считать себя бездной?.

 

 В.П.- Конечно. Только бездной и можно считать себя серьезно. Когда ты понимаешь, какое количество у тебя ролей, ты очень хорошо осознаешь, что ты - это не то, не другое, и не третье. И в один прекрасный момент ты узнаешь, кто ты такой.

 

 Корр?- А если не узнаешь?

 

В.П. Значит, ты размотал клубок не до конца. И какую-то свою роль посчитал самим собой. Обычно это бывает от самолюбия. Жалко расставаться с каким-то своим образом, который кажется тебе очень привлекательным..

 

Корр: Но тогда получается, что и любой человек - бездна?.

 

 В.П.- Да.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дмитрий Борисович.

Еще несколько вопросов.

Во-первых - Вы все это можете воспринять всерьез? Или для Вас все это - чепуха и к реальной жизни отношения не имеет?  Так, мистические бредни полусумасшедшей женщины.(Я, например, так не считаю!). Тогда дальнейшие вопросы - бессмысленны... Но если считаете, что это не выдумки, тогда я продолжу.

 

Ощущаете ли вы себя ( и другого) как БЕЗДНУ? А если не как бездну, то КАК?

 

Приходилось ли Вам заниматься описанным самоанализом, по “различению в себе разных ролей”, чтобы добраться до сути. И как-то определить свою суть..

 

И тогда уж вопрос о Сути. Понятно, что только в рамках этого разговора позволителен вопрос - КТО ВЫ?

 

Кем бы были Вы, если по способу Пазиловой все убрать - роли и биографию, внешность, профессию?

 

Кем Вы себя тогда ощущаете ?

 

Человеком? Явлением? Существом? Творцом? Сущностью? Которая стремится...

К ЧЕМУ? И заинтересована В ЧЕМ?

 

Ну, хоть намекните.....Пожалуйста!!!!

 

К сожалению ни на один из этих вопросов ответа от Д.Б. я не получил.

Да оно и понятно. Конечно не будет маг налево и направо признаваться в том, что он – маг. Себя расшифровывать….Да собственно у молчания может быть и множество других причин....А может быть Дмитрий Борисович еще и выскажется...Буду на это надеяться...

А жаль!        :)))

Хостинг от uCoz


3.Созвучия. Перекличка поэтов.
Мишель Уэльбек. Эссе и стихи.

Перевод с французского Ирины Кузнецовой

Из книги "Смысл борьбы"

***

Долгое единение с природой не в моей натуре -
Слишком много беспорядка и всяческих зарослей, шмыгают какие-то существа.
Я люблю цитадели, построенные в лазури,
Мне нужна вечность - или уверенность в ней сперва.

Внимательный осмотр земляного покрова в сосновом бору позволяет выявить глубокую дисгармонию среди образующих его веточек, иголок и сучьев. Эта дисгармония, как показывает наблюдение, порождает целый особый мир, она же определяет судьбу насекомых. Насекомые скрещиваются, озабоченные выживанием, полностью зависящим от случайностей. Их общественная жизнь представляется ограниченной.

Я так и не смог принять до конца кантаты Иоганна-Себастьяна Баха -
Слишком правильное в них соотношение звучанья и тишины,
А мне нужен вопль, поток разъедающей магмы, ощущение натиска и размаха,
Чтобы пробить безмолвие тьмы.


Мое поколение, похоже, открыло заново секрет музыки идеально ритмичной и, следовательно, идеально скучной. От музыки до жизни - один шаг. Не по заказу и не корысти ради, просто служа человечеству, я одну за другой зажигаю упрямо спички поэзии. К счастью, вирус СПИДа не дремлет.


ПОЛДЕНЬ

Улица Сюркуф блестит, как склянка,
В сетке ливня магазин колбас,
А влюбленная американка
Пишет другу сердца в Арканзас.

Жизнь струится за глотком глоток;
Под зонтами прячась близоруко,
Ищут выход - непростая штука -
Смертные меж паникой и скукой
(Выброшен окурок в водосток).

Жизнь на малой высоте. Безлюдье.
Вялый темп бульдозера в траве.
Кончилась одна из интерлюдий -
Час сидения в пустом кафе.


УБИЙСТВЕННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ МИНИ-ЮБОК

Девушки в метро, легко ступая,
Порождают стресс и волны хмеля,
Адски соблазнительные в мае.
(Я ушел на службу без портфеля.)

Поискать любви в толпе вокзальной?
Или "сексуальных приключений"?
Нет, на вещи я смотрю реально,
Только временами столбенею.

Пломбы на вагонах, знаки "стоп"
Вдоль путей (маршрут Балар-Кретей).
Тут я попросту упал как сноп.
Был один из лучших майских дней.

Так весны открытье состоялось -
Юбок сногсшибательный балет.
Времени почти не оставалось
(Но я знал: покоя плоти нет).

 

Из книги "Погоня за счастьем"

***

Бывают мгновения, когда буквально слышишь насмешливое шуршание времени, ускользающего среди тишины и уюта,
И смерть опережает нас по очкам.
Становится скучно, и соглашаешься ненадолго отвлечься от главного, сделать какое-то нудное, но необходимое дело, считая, что оно займет три минуты,
А после с тоской замечаешь, что два часа улетучились почему-то.

Время безжалостно к нам.


Иногда вечерами кажется, будто день пролетел за четверть часа, и, естественно, начинаешь думать о возрасте, торопиться,
Пытаешься блефовать, чтобы разом наверстать полгода, и не находишь ничего лучше, как опять исписать страницу,
Потому что - за вычетом редких моментов истории и нескольких личностей, чьи имена нам известны из книг, -
Лучший способ обыгрывать время - не пытаться прожить в нем сполна, ловя каждый миг.
Место, где наши поступки вписываются в гармонию мира, где они волшебно последовательны и свободны от противоречий,
Где все наши "я" дружно шествуют рядом без раздоров и драм,
Где правит абсолют, где идеалы вечны,
Походка - танец, а слова - псалом,
Не существует на земле.

Но мы туда идем.


ОЩУЩЕНИЕ ХОЛОДА

Утро было светлым, чистым, как кристалл.
Ты терять свою свободу не хотела.
Ждал тебя, на птиц смотрел и знал:
Предстоит страданье, что бы я ни сделал.

***
I

Я катил на "пежо", на своем сто четвертом
(Двести пятый, конечно, машина покруче).
Капал дождь. Я не стану бороться, всё к черту!
А в кармане три франка и мелочи куча.

Я не знал, как мне быть: скоро съезд на Кольмар ,
Но разумно ли будет съезжать с автострады?
Пишешь ты: "Надоело. Ты псих и фигляр.
Всё, конец! Я по горло сыта этим адом".

В отношеньях, короче, возник холодок -
Да, проходит любовь, это старая тема.
Но я духом не пал и, проверив гудок,
Затянул потихоньку мотив из "Богемы".

II

Немцы - свиньи, но асы по части дорог,
Так мой дед говорил, человек очень тонкий.
Я был близок к истерике, гнал на восток
И приветствовал гладкость германской бетонки.
Это было как бегство, я больше не мог,
Нервы сдали совсем от бессмысленной гонки.

Бак пустел, но до Франкфурта хватит и трети,
Там друзей заведу, и, сосиски жуя,
Будем с ними шутить и смеяться над смертью,
Обсуждать судьбы мира и смысл бытия.

Обогнав два фургона, везущие мясо,
Я запел, водворясь на своей полосе.
Ничему не конец! Замаячил над трассой
Образ радостей жизни в их зыбкой красе.


ОСТАВАТЬСЯ ЖИВЫМ

Руководство для начинающих

Сначала страдать

Мироздание кричит. Бетон чувствует
силу ударов, когда по нему бьют,
ломая стену. Бетон кричит. Трава
стонет на зубах животных. А человек?
Что ж говорить о человеке?

Мир - это непрерывно расширяющееся пространство страдания. В основе мира - ядро страдания. Всякое существование есть разрастание и сжатие. Вещи страдают, пока не начинают быть. Небытие, прежде чем стать бытием, содрогается от боли: в отвратительных пароксизмах.

Живые организмы развиваются, усложняются, делаются разнообразнее, но их основа остается неизменной. Когда достигается определенный уровень сознания, раздается крик. С него начинается поэзия. Членораздельная речь также.
Первый поэтический импульс - обратиться к началу начал. То есть - к страданию.

Разновидности страдания, разумеется, заслуживают интереса, но это не главное. Всякое страдание годится, всякое страдание хорошо, всякое страдание приносит плоды, всякое страдание есть мир.

Годовалый Анри лежит на полу в грязном подгузнике; он орет. Мать, постукивая каблуками по плиткам пола, ходит мимо в поисках лифчика и юбки. Ей некогда, она опаздывает на свидание. Это маленькое орущее создание, копошащееся на полу в собственном дерьме, выводит ее из себя. Она тоже начинает орать. Анри заходится еще пуще. Она уходит.
У Анри отличный шанс стать поэтом.

Марку десять лет. Его отец умирает в больнице от рака. Этот полутруп, опутанный резиновыми трубками, - его отец. Только взгляд еще жив, он выражает страдание и страх. Марк тоже страдает. Ему тоже страшно. Он любит отца. Но ему уже начинает хотеться, чтобы отец поскорее умер, и он винит себя за это.
Марку следует потрудиться. Он должен развить в себе особый и весьма плодотворный вид страдания: Священное Чувство Вины.

Мишелю пятнадцать. Он ни разу не целовался с девочкой. Ему хочется танцевать с Сильви. Но Сильви танцует с Патрисом, и ей это явно нравится. Мишель застывает: музыка проникает в самую глубь его существа. Это великолепный медленный фокстрот, красоты необычайной. Он и не знал, что можно так сильно страдать. Его детство до сих пор было счастливым.
Мишелю никогда не забыть этот контраст между тем, что творится в его душе, окаменевшей от страдания, и потрясающей красотой музыки.
Мальчик развивается в правильном направлении.

Мир состоит из страдания потому, что он, в основе своей, свободен. Страдание есть необходимое следствие свободного взаимодействия частей системы. Вам надлежит это знать и говорить об этом.

Вам не грозит счесть страдание целью, к которой надо стремиться. Страдание есть, следовательно, быть целью не может.

Нанося нам рану за раной, жизнь чередует коварство с открытой жестокостью. Их надо уметь распознавать. Поупражняйтесь. Изучите эти формы досконально на собственном опыте. Разберитесь, в чем их различие и что между ними общего. Тогда многие противоречия разрешатся сами собой. Это добавит вашим словам силы и проникновенности.


Из-за специфики современной эпохи проявления любви сегодня практически сведены к нулю. Но идеал любви остается прежним. Пребывая, как всякий идеал, вне времени, он не может ни измениться, ни исчезнуть.
Отсюда несоответствие между идеалом и реальностью, вопиющий разлад, богатейший источник страдания.
Все решается в период отрочества. Если у вас сложилось представление о любви хоть сколько-нибудь близкое к идеальному, хоть сколько-нибудь благородное и возвышенное, вы пропали. Вас уже ничто не спасет, вам всегда будет мало того, что есть.
Если вы не встречаетесь с женщинами (оттого что вы застенчивы, некрасивы или по какой-либо иной причине), читайте женские журналы. Это обеспечит вам почти такой же накал страдания.

Прочувствовать до конца всю беспредельность отсутствия любви. Культивировать ненависть к самому себе. Ненависть к себе, презрение к другим. Ненависть к другим, презрение к себе. Все перемешать. Обобщить. В любых ситуациях заранее считать себя проигравшим. Мир как дискотека. Накапливать разочарования, чем больше, тем лучше. Научиться быть поэтом значит разучиться жить.

Можете любить свое прошлое, можете его ненавидеть, но оно всегда должно стоять у вас перед глазами. Надо достичь полного знания о самом себе. Тогда, постепенно, ваше глубинное "я" отделится и выскользнет к солнцу; а тело останется: распухшее, отечное, раздраженное - готовое к новым страданиям.
Жизнь - серия испытаний на прочность. Выдержать первые, срезаться на последних. Погубить свою жизнь, но не до конца. И страдать, всегда страдать. Научиться чувствовать боль всеми клетками своего тела. Каждый осколок мира должен ранить вас лично. Но вы обязаны остаться в живых - во всяком случае, на время.

Не пренебрегайте застенчивостью. Кое-кто даже считал ее единственным источником внутреннего богатства, и доля истины в этом есть. Потому что в момент расхождения между намерением и поступком происходят интереснейшие психологические явления. Человек, у которого это расхождение отсутствует, недалеко ушел от животного. Так что застенчивость - превосходный стартовый толчок для поэзии.

Развивайте в себе чувство обиды на жизнь. Горечь - необходимая составляющая всякого настоящего творчества.
Конечно, в какие-то минуты жизнь может вам показаться просто бестолково устроенной. Но горечь всегда должна быть под рукой, наготове - даже если вы предпочтете ее не выражать.
И постоянно возвращайтесь к истокам, которые суть страдание.

Когда вы почувствуете, что вызываете у окружающих испуганную жалость, смешанную с презрением, знайте: вы на верном пути. Можете начинать писать.


Использовать членораздельную речь

Сила становится движением, когда
она приходит в действие и это действие
разворачивается во времени.

Если вам не удастся выразить свое страдание во вполне определенной, четко структурированной форме, вам крышка. Страдание сожрет вас живьем изнутри, раньше чем вы успеете что-либо написать.
Структура - единственное спасение от самоубийства. К тому же самоубийство не решит ваших проблем. Представьте себе на минутку, что Бодлеру в двадцать пять лет удалась попытка самоубийства.

Верьте в структуру. Верьте в древние законы метрики. Версификация - мощный инструмент внутреннего освобождения.

Не считайте своим долгом изобретать новые формы. Новая форма - большая редкость. Одна на столетие - уже хорошо. И ее совсем не обязательно создает великий поэт. Поэзия не есть работа над языком, это не главная ее задача. Слова находятся в юрисдикции общества в целом.

Новые формы в большинстве своем создаются не на пустом месте, а отпочковываются со временем от старых. Инструмент подгоняется, прилаживается, претерпевает какие-то мелкие изменения. И новизна становится очевидна не сразу, а лишь на последнем этапе, когда произведение закончено. Этот процесс вполне сопоставим с эволюцией в животном мире.

Вначале вы испускаете нечленораздельные крики. Потом у вас часто будет возникать искушение к ним вернуться. Это нормально. Поэзия предшествует членораздельной речи.
Давайте волю крику всякий раз, когда чувствуете, что вас распирает. Это освежает, как купание в реке молодости. Но имейте в виду: если вы не научитесь хоть иногда выныривать из нее, вы погибнете. Запас прочности в нашем организме не беспределен.

В пароксизме боли вы не сможете писать. Но если чувствуете в себе силы, то все-таки попытайтесь. Результат, скорее всего, будет жалким. Скорее всего - но не обязательно.
Никогда не "работайте". Писать стихи - это не работа, это удел.
Если какая-то конкретная форма (к примеру, александрийский стих) требует от вас чрезмерных усилий, откажитесь от нее. Такие усилия никогда себя не оправдывают.
Но нельзя отказываться от усилия главного, постоянного, состоящего в том, чтобы не поддаваться апатии. Это усилие совершать необходимо.
В вопросах формы не стесняйтесь противоречить себе. Отклоняйтесь от избранного направления сколько угодно. Не слишком заботьтесь о том, чтобы иметь цельную "творческую индивидуальность": она и так у вас есть, хотите вы того или нет.

Не пренебрегайте ничем, что может дать вам хоть чуточку душевного равновесия. Счастье не для вас, это ясно, и ясно давно. Однако если вам вдруг подвернется какое-нибудь из его подобий, ловите его. Не раздумывая.
Все равно это ненадолго.

Ваша жизнь - сплошное страдание. Вы вознамерились выразить его в упорядоченной словесной форме. На этом этапе ваша задача - прожить как можно дольше.


Выжить

Литература все-таки единственный вид деятельности,
позволяющий не зарабатывать ни гроша, не рискуя стать посмешищем.
Жюль Ренар


Мертвый поэт писать не может. Отсюда необходимость оставаться живым.
Это довольно простое соображение, но следовать ему бывает порой нелегко. Особенно в периоды затянувшегося творческого бесплодия. Поддержание собственной жизни вдруг начинает казаться мучительно бессмысленным - ведь все равно уже ничего не написать.
Возразить тут можно только одно: вам не дано этого знать. И если вы трезво посмотрите правде в глаза, то вынуждены будете согласиться. Потому что истории известны самые невероятные случаи.
Если вам не пишется, это может быть предвестием перемены формы. Или темы. Или и того и другого. Или действительно предвестием вашей творческой смерти. Но вам это неведомо. Вам никогда не будет по-настоящему ясна та часть вас самих, которая побуждает вас писать. Она приоткроется для вас лишь в самых общих чертах, весьма противоречивых. Эгоизм или самоотверженность? Черствость или сострадание? Все объяснения выглядят на свой лад убедительно. И это лишний раз доказывает, что вы ничего не знаете. А раз не знаете, то и не ведите себя так, будто знаете. Перед вашим неведением, перед этой таинственной частью вашего существа будьте честны и смиренны.


И дело не только в том, что поэты, которые живут долго, больше успевают написать. Старость - время совершенно особых физических и психологических процессов, и обидно было бы это упустить.
Вместе с тем надо признать: выжить необычайно трудно. Теоретически можно избрать стратегию Пессоа: найти какую-нибудь скромную службу, ничего не публиковать и тихо ждать смерти.
Однако на деле это таит серьезные трудности: ощущение, что время уходит впустую, что вы не на своем месте, что вас недооценивают... Все это очень скоро станет невыносимо. Пьянство практически неизбежно. В итоге вас ждет желчность и озлобление, а за ними неминуемая апатия и полное творческое бесплодие.
Как видите, этот путь имеет свои минусы, но, в принципе, он единственный. Не забывайте о психиатрах - они выписывают больничные листы. Однако длительное пребывание в психушке следует исключить: слишком вредно. Это средство крайнее, и к нему можно прибегать лишь как к альтернативе жизни под мостом.

Формы социальной помощи (пособие по безработице и т. п.) надо использовать в полной мере, равно как и финансовую поддержку более состоятельных друзей. И пусть вас не слишком мучают угрызения совести. Поэт - это священный паразит.

Поэт - священный паразит; подобно скарабеям в древнем Египте, он может благоденствовать на теле богатого развращенного общества. Но есть для него место и в сердце общества сильного и аскетичного.

Вам не надо бороться. Борются борцы на ковре, а поэты - нет. Но все-таки надо хоть изредка публиковаться: это необходимо, чтобы могло иметь место посмертное признание. Если вы не опубликуете некий минимум (пусть всего лишь несколько стихотворений в малоизвестном журнале), потомки вас не заметят, точно так же как не замечают современники. Будь вы хоть гений из гениев, но должны оставить зримый след. А дальше положитесь на литературных археологов: они откопают остальное.
Не исключено, что из этого ничего не выйдет, так часто бывает. Но нужно по крайней мере раз в день повторять себе, что главное - сделать все, что в ваших силах.
Полезно изучать биографии любимых поэтов: это поможет избежать некоторых ошибок.
Следует усвоить, что проблема материального выживания не имеет хорошего решения. Зато плохих имеет очень много.

Вопрос, где лучше жить, как правило, не стоит: будете жить там, где получится. Старайтесь лишь избегать слишком шумных соседей, которые сами по себе способны довести кого угодно до полной интеллектуальной смерти.
Временное трудоустройство может дать некоторые познания относительно функционирования общества, небесполезные, в принципе, для какой-нибудь будущей книги. Жизнь на дне в качестве маргинала приносит знания другого рода. В идеале, следует чередовать.

Другие виды жизненного опыта - такие, как гармоничная сексуальная жизнь, брак, дети, - тоже весьма полезны и плодотворны. Но они почти недостижимы. И в плане художественном это области, по сути, неосвоенные.

Жизнь ваша будет делиться между горечью и тревогой. В обоих случаях может помочь алкоголь. Главное - заполучить передышку, чтобы что-то написать. Передышки будут краткими, постарайтесь ими воспользоваться.

Счастья бояться не надо: его нет.


Бить по больным местам

Старайся представить себя Богу достойным,
делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
Второе послание к Тимофею, 2, 15

Не ищите знания ради знания. Все, что не проистекает непосредственно от чувства, в поэзии имеет нулевую ценность.
(Надо, разумеется, понимать слово "чувство" в широком смысле: некоторые чувства ни приятны, ни неприятны, таково, как правило, ощущение странности.)

Чувство упраздняет причинно-следственные связи; только через него можно воспринять вещь в себе. Передать это восприятие и есть задача поэзии.
Сходство целей философии и поэзии - источник их скрытого союзничества. Оно не обязательно должно выразиться в сочинении философских стихов - поэзии надлежит открывать мир собственными путями, чисто интуитивными, минуя фильтр умственной реконструкции мира. И уж тем более надо избегать изложения философии в стихах, что чаще всего имеет результатом жалкий суррогат. Тем не менее, именно среди поэтов новая современная философия обретает самых серьезных своих читателей, самых внимательных и восприимчивых. Точно так же только философы, точнее некоторые из них, в состоянии воспринять, вытянуть на свет и осмыслить истины, таящиеся в поэзии. Поэзия способна почти так же, как непосредственное созерцание, - и в гораздо большей степени, нежели старая философия, - дать им материал для обновления представлений о мире.

Чтите философов, но не подражайте им; ваш путь, увы, иной. Он неотделим от невроза. Пути поэзии и невроза пересекаются и чаще всего на последнем этапе сливаются - поэтическая струя почти неминуемо растворяется в кровавом потоке невроза. Но выбора у вас нет. Другой дороги тоже.

Постоянная работа со своими навязчивыми идеями и состояниями в конце концов доконает вас, превратит в недееспособную развалину, снедаемую тревогой или опустошенную апатией. Но, повторяю, другой дороги нет. Вы должны достичь критической точки. Войти в смертельный вираж. И создать несколько стихотворений, прежде чем разобьетесь о землю. На миг вам откроются необозримые дали. Всякая великая страсть ведет в бесконечность.

Как любовь разрешает все проблемы, так великая страсть в конце концов выводит в пространства истины. В пространства совершенно иные, где находиться мучительно, но где взгляд обретает зоркость и ясность. Где вещи предстают в первозданной чистоте, в прозрачности истины.


Верьте в тождество Истины, Красоты и Добра.

Общество, в котором вы живете, имеет целью вас уничтожить. Вы готовы с ним сразиться. В качестве оружия оно использует безразличие. Вы не можете позволить себе того же. Следовательно, нападайте!

У любого общества есть свои уязвимые места, свои болевые точки. Найдите их. И нажмите как можно сильнее.
Углубляйтесь в темы, о которых люди не хотят слышать. Показывайте изнанку жизни. Напирайте на болезнь, агонию, уродство. Настойчиво говорите о смерти, о забвении. О ревности, равнодушии, фрустрации, отсутствии любви. Будьте отвратительны, и вы будете правдивы.

Никуда не вступайте. Или вступайте, а потом сразу же выходите. Никакая общественная идея не должна привлекать вас надолго. Борьба бок о бок с единомышленниками делает человека счастливым, вам это не нужно. Ваша стезя - несчастье. Ваша сторона жизни - темная.

Ваше назначение не в том, чтобы предлагать какие-то пути, строить теории. Если можете это делать, делайте. Но, если приходите к неразрешимым противоречиям, скажите об этом. Потому что ваше главное призвание - докапываться до истины. Вы могильщик и одновременно покойник. Вы тело общества. И вы же в ответе за тело общества. Все ответите как один. Землю жрать будете, сволочи!

Вы должны установить параметры вины и невиновности. Сначала для себя, это даст ориентиры. Но и для других тоже. Изучите их поступки и смягчающие обстоятельства, потом судите, совершенно беспристрастно. Но не щадите и себя, не щадите никого.

Вы богаты. Вы знаете, что есть Добро и что есть Зло. Не смешивайте их никогда; не дайте себе увязнуть в толерантности - это печальный признак старости. Поэзия в силах установить непреходящие моральные истины. И свободу от них вы должны ненавидеть всей душой.


Истина скандальна. Но без нее ничего не выйдет. Наивная и честная картина мира - уже шедевр. В свете этого требования оригинальность мало что значит. Не заботьтесь о ней. В любом случае оригинальность неизбежно проявится через сумму ваших недостатков. А ваше дело - просто говорить правду, вот и все.


Невозможно любить одновременно правду и наш мир. Но вы уже сделали выбор. Теперь проблема в том, чтобы от него не отступать. Призываю вас не сдаваться. Не потому, что вам есть на что надеяться, нет. Наоборот, предупреждаю: вы будете очень одиноки. Люди, как правило, приспосабливаются к жизни, иначе они умирают. Вы - живые самоубийцы.

По мере приближения к истине ваше одиночество будет все более и более полным. Прекрасный, но безлюдный дворец. Вы ходите по пустым залам, где эхом отдаются ваши шаги. Воздух чист и неподвижен, все вещи словно окаменели. Временами вы начинаете плакать, настолько четкость очертаний невыносима для глаз. Вам хотелось бы вернуться назад, в туман неведения, но в глубине души вы знаете, что уже поздно.

Продолжайте. Не бойтесь. Худшее позади. Конечно, жизнь еще потерзает вас, но вас с ней уже мало что связывает. Помните: вы, в сущности, уже умерли. Теперь вы один на один с вечностью.


4.Картинная галерея.
Потенциальные иллюстрации к стихам Дмитрия Воденникова. И других поэтов. Или просто талантливые работы.

Рисунки месяца. Автор - Lerok.


Кайfff


Му-му

написать автору
Хостинг от uCoz
5.Открытия месяца.
- Галина Давыдова "Констатация" (стихи).

Галина Давыдова

 

 

КОНСТАТАЦИЯ

Счастье - враг перемен, и поэтому нам не дано
П
рикоснуться к нему даже краем крыла. Констатируй
Отреченье от чувства вины перед сонной квартирой,
Собирайся с мечтами и - в настежь слепое окно -

Улетай. Нам опять по пути. По пути на восток
Можно встретить десятки и сотни таких же скитальцев,
Облаченных в дурацкие перья. А хочешь - останься.
Всё равно всё условно, а значит - всё снова не то,

Не такое, не с теми. Закат, как дрожащий зрачок
Зажигалки мигнет и погаснет, боясь твоей тени
Н
а шершавой стене... Мы свободны от хитросплетений
Географии этих окраин. И Бог ни при чем -

Он всего лишь нелепое следствие вечных обид
Друг на друга и на... невозможность прощения, что ли...
Наши крылья - еще один способ не чувствовать боли
Городов, от которых усталые души знобит...

Хостинг от uCoz
Хостинг от uCoz

Вера Павлова. Стихи. Сражаться с прошлым — вдвойне

Сражаться с прошлым — вдвойне
нелепое донкихотство:
во-первых, на его стороне
численное превосходство,
во-вторых, его войска
вылеплены из воска.
Поднимется ли рука
сражаться с таким войском?

 

*    *

 *

Боясь сделать то, что уже
сделано, делаешь это снова
и снова. И страх оседает в душе.
В жизни нет ничего наживного,
кроме смерти. Но даже она
боится, трясущимися руками
снимая с лацканов ордена,
словом память увеча камни.

 

*    *

 *

Время течет слева направо —
с красной строки до черствой корки.
Многих жалко. Многие правы.
Все оправданы. Даже Горький.
Ради пары строк, озаренных
обещаньем метаморфозы,
все прощают: дом разоренный,
смерть деревьев, детские слезы.

 

*    *

 *

Удобряю ресницы снами.
Гуще некуда. Нет длинней.
Я-то знаю, что будет с нами.
Но судьбе все равно видней —
убаюкает и разбудит,
и подскажет разгадку сна...
Я-то знаю, чего не будет.
Но надеюсь, она не зна

 

*    *

 *

Нежность больше не делится
на состраданье и страсть.
В цельное легче целиться,
но труднее попасть.
Здравствуй, министр утренних
дел, кофейных кантат
автор! В моем целомудрии
ты один виноват.

 

*    *

 *

По счету — почести. По смете —
утраты. Радости — в кредит.
Я — сон, который снится смерти.
Тссс, не буди, пускай поспит.
И ты поспи. Любовью выжат,
младенчески прильни ко мне.
Как тихо спит. Как ровно дышит.
Как улыбается во сне.

 

*    *

 *

Нет, нет, не ревность — благодарность.
Под сенью тысячи гостиниц
мне столько нежности досталось,
наследнице твоих любимиц.
Но сколько, добрый мой заступник,
стоптано слов, сношено кожи,
чтобы открылось: путь и спутник —
одно и то же.

*    *

 *

Жизнь в посудной лавке...
Мы, слоняясь по ней,
знали цену ласке,
знали: она ценней
боли, знали, сколько
в ней процентов земли...
Из сотен осколков
склеить чашку могли.

 

*    *

 *

Перед дальней дорогой
приляжем, старина!..
Первых любовей много,
последняя — одна.
Продлись, помедли, лето —
исправительный срок
услады напоследок,
ласки через порог...

 

*    *

 *

Вероотступница, мученица
раскаянья и стыда,
нянчу за пазухой сердце — птенца,
выпавшего из гнезда.
Кто же о нем позаботится, кто
вырастит? Вот и пою,
чтобы подбросить в чужое гнездо
хищную нежность свою.

 

*    *

 *

Вергилий в предсмертном бреду
просил сжечь “Энеиду”.
Блок — “Двенадцать”.
Успеть
сжечь то, что хочешь сжечь
до того, как начнешь бредить.

 

*    *

 *

(опубликованы в журнале "Новый мир" в мае.

 

Хостинг от uCoz

-->
Юлия Калинина "Жалкая копия"(публицистика).

11 июня, 08:41

Минувшие четыре года власть занималась тем, что расчищала завалы перестройки

Теперь, на расчищенных завалах, она принимается ставить “действительно долгосрочные цели”. Так сказал президент в Послании Федеральному собранию, и так оно и есть на самом деле.

В чем состояла расчистка завалов — понятно. Итоги налицо:

олигархи напуганны и рассеянны;

независимое телевидение пропущено через мясорубку;

война в Чечне вытеснена из информационного пространства;

политическая оппозиция разбита вдребезги;

губернаторы превращены в ставленников промышленных групп;

депутаты — в дисциплинированных клонов;

Совет Федерации — в отстойник для ненужных друзей;

правительство — в пастбище для нужных друзей,

а чтоб все эти деяния были верно поняты и одобрены населением, средства массовой информации взяты под строгий контроль Администрации Президента.

Теперь, после благополучного завершения президентских выборов, однозначно подтвердивших, что расчистка завалов пришлась народу по душе, начинается совершенно новый этап — этап решения общенациональных задач.

* * *

Пока мы еще не поняли, что это такое началось. Но уже слышим зловещие раскаты, обещающие заметное ухудшение материального положения и ограничение возможностей для его исправления политическими средствами.

Слышите, погромыхивает? Это скоро отменят льготы всем, кто их получал. Проведут жилищно-коммунальную реформу со всеми вытекающими последствиями. Приватизируют медицину и превратят всякую мало-мальски действенную медицинскую помощь в частное предприятие. Сократят возможности получить высшее образование, а тех, кто его все же получит, заставят отрабатывать по специальности — разумеется, на низкооплачиваемых должностях.

В результате придется тратить гораздо больше на транспорт, лекарства, учебу, оплату жилья и медицину, а денег на еду, одежду и отдых будет оставаться все меньше.

Но это не все. Судя по всему, нас ждут еще какие-то сюрпризы, после которых отмена льгот покажется цветочками. Ради этих сюрпризов Дума сейчас в спешном порядке принимает новый Закон о референдуме, который окончательно превратит сей акт народного волеизъявления в несбыточную затею. На всякий случай: вдруг каким-нибудь коммунистам захочется организовать граждан на протест против решения общенациональных задач? А им уже — раз! — заранее готовы невыполнимые условия для проведения референдума, последнего окошечка, в которое можно было крикнуть властям: “Нет!”

Потому что не надо, товарищи, мельтешить. Сидите и помалкивайте — власть знает что делает.

* * *

Власть делает вот что: ликвидирует остатки социалистического устройства в социальной сфере и переводит ее на капиталистические рельсы.

Чтоб все в нашем государстве было устроено экономно и без излишеств — как в развитых европейских странах, где, к примеру, за газ, воду, отопление и телефон граждане платят столько, сколько они стоят, а не как мы — лишь малую часть.

И льгот там ни у кого нет, это неэкономно. Не все ведь, кому положены льготы, пользуются ими в равном объеме, поэтому выходит, что часть государственных денег, выделяемых на всех льготников, пропадает впустую, а рачительный хозяин такого себе позволить не может.

И медицинское обслуживание там выстроено гораздо экономнее, чем у нас, без той расточительности и щедрости, которую могло себе позволить государство развитого социализма, где природные богатства кормили всю страну, а не пятьсот человек — как сейчас.

Так что если исходить из того, что России для пущего развития необходимо первым делом скопировать западное устройство социальной сферы, то власть все делает правильно. Другой вопрос: так ли необходимо копировать его с неукоснительной твердостью?

Ведь, скажем, система здравоохранения в западных странах далеко не идеальна, и там ее все время совершенствуют, учитывая, между прочим, и опыт советской системы, далеко не худшей и во многом более продвинутой, чем экономные западные варианты.

И потом, есть масса вещей, которые работают на Западе, но не будут работать у нас. Например, превращение “скорой помощи” в “экстренную перевозку” в нашем случае не имеет смысла, потому что с нашими дорогами, расстояниями и пробками любая экстренная перевозка оборачивается многочасовым путешествием. При каких-то заболеваниях это не имеет значения, но есть ведь множество болезней и травм, когда медицинскую помощь надо оказывать немедленно, иначе человек просто умрет.

На улицах западных городов для “амбуланции” предусмотрена отдельная полоса, которую никто никогда не займет. Там все получается быстро, потому что другие дороги, другие расстояния, другое отношение к людям. И с нашей стороны просто глупо — вот так брать и слепо копировать их систему скорой помощи.

* * *

Нам вообще ничего нельзя слепо копировать. У нашей страны слишком резкие, слишком серьезные особенности. То, что происходит сейчас в России, не происходило нигде и никогда. Ни одна страна не переходила в капитализм после семидесяти лет коммунистической летаргии, поэтому не существует исторического опыта, на который можно было бы опереться. Нужно все придумывать заново, разрабатывать самостоятельно и гибко приспосабливать общепринятые подходы к нашей изломанной, перекрученной реальности.

Разве можно сравнивать наших стариков и “капиталистических”?

Да, на Западе у пенсионеров нет льгот, но они получают приличные пенсии. А пока работали, получали зарплаты, позволявшие купить жилье, обзавестись имуществом, вложить деньги в акции и ценные бумаги. А наши старики пережили войну и разруху и всю жизнь вкалывали на великую Родину и ничего не откладывали, а если и откладывали, то все у них пропало в денежных реформах и дефолтах, и ничего они не смогли урвать от общественной собственности, в которой канул весь труд их жизни.

А сейчас их ставят на одну доску с западными пенсионерами: у тех нет льгот — и у вас не будет.

Это несправедливо, это кощунственно, но хуже всего то, что это — просто глупо. Безответственные, некомпетентные люди, халтурщики, которым глубоко по фигу, что там и как пойдет дальше со страной, которым важно только собственное благополучие — раз попал во власть, надо выжать все что можно, а потом смыться, — только они могут “разрабатывать” такие тупые реформы социальной сферы, как нынешняя приватизация здравоохранения и отмена льгот.

Реформы надо проводить. Но делать это нужно умно, осторожно и предусмотрительно, а не так, как делается сейчас, левой ногой, — лишь бы спихнуть. Воинствующая некомпетентность властей — вот на самом деле главная общенациональная проблема, которую необходимо решать срочно и радикально.

* * *

Еще один вопрос: почему надо начинать экономить именно с социальной сферы?

Почему не начать с расходования бюджетных средств, “откатов” и “распиливаний”, нецелевых трат, хищений и подлых “тендеров”, благодаря которым из бюджета растекаются по карманам колоссальные деньги? Ведь если навести здесь порядок, экономия составит минимум треть всего государственного бюджета. А может, и половину.

Но нет, это нельзя. Кто “пилит” бюджет? Кому идут “откаты”? Своим. Все завязаны, никого не тронь. Боже упаси сюда лезть, за это и убить могут. Лучше на населении экономить. Оно тихое. Все стерпит. Тем более если ему по телевизору при этом все время показывать золотые горы.

С государственной точки зрения, впрочем, все равно с чего начинать — лишь бы начинания вели к долгосрочной цели. Но если цель та, что назвал президент — “зрелая демократия, развитое гражданское общество и значимый рост благосостояния”, — то можно сразу сказать, что нынешние реформы социальной сферы не позволят к ней приблизиться ни на йоту. Мы не станем больше похожи на цивилизованное государство от того, что наши старики перестанут пользоваться льготами, потому что в цивилизованном государстве “экономное” устройство социальной сферы опирается на мощную экономику, финансовую прозрачность и элементарную человеческую порядочность. У нас ни прозрачности, ни порядочности нет и в помине, а вместо сильной экономики — фальсификации, декорации, приписки и обманы.

Реформы социальной сферы станут еще одной декорацией. Снаружи все вроде будет как в цивилизованном государстве, а внутри — гниль.

...Интересно, что расчистка завалов привела к точно такому же результату.

Видимо, это судьба.

 

Юлия Калинина, «Московский Комсомолец»

Печатная версия  Переслать ссылку  Обсудить в форуме


 

Хостинг от uCoz

6.Притчи месяца.

Ученичество

                            Ученичество

 

Одному посетителю, который просился в ученики, Учитель сказал:

 

- Ты можешь жить со мной, но не становись моим последователем.

 

- За кем жнее мне тогда следовать?

 

- Ни за кем. В тот день, когда ты за кем-то последуешь,

  ты перестанешь следовать за Истиной.

 

                             Эволюция

 

На следующий день учитель сказал : - Увы, легче идти,

чем остановиться.

 

Ученики попросили объяснить почему.

 

 - Потому, что пока вы идете к цели, вы сосредоточены на мечте.

Когда же вы останавливаетесь, вы оказываетесь лицом к лицу

с реальностью.

 

- Как же мы сможем когда-нибудь измениться, если у нас не будет

ни цели, ни мечты? – спросили озадаченные ученики.

 

-Реальное изменение – это изменение, которого вы не планировали.

Очутитесь лицом к лицу с реальностью, и случится незапланированное

изменение.

 

 

                                  Проекция.

 

 - Почему все здесь так счастливы, кроме меня?

 

 - Потому, что они научились видеть благо и красоту везде, - сказал Учитель.

 

 - А почему я не вижу блага и красоты везде?

 

 - Потому что ты не можешь видеть вне себя того, чего не видишь внутри себя.

 

 

 

Хостинг от uCoz

 



2003
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12

2 0 0 4
2004
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12

Перейти к предыдущему интервью (Май 2004).

Перейти к следующему интервью (Июль 2004).

 

Перейти на первую страницу проекта (Февраль 2003) Normal abb 2 9 2003-03-29T23:04:00Z 2003-03-29T23:15:00Z 2003-03-29T23:15:00Z 1 222 1266 10 2 1486 10.2625