Июль 2004

Высказывание месяца

Главное родство - это доброжелательность.


 
Публилий Сир



На сайте в июне :

1.Прямая речь.
<Анонсы. 11 августа можно послушать Д.Б!>

2.Цикл новых стихов Дмитрия Воденникова.

3.Интервью.
Андрей Максимов."Портят нервы те, кому недодали".

4.Картинная галерея.
Потенциальные иллюстрации к стихам Д.Б. или других поэтов. Или просто талантливые работы.
Автор - Lerok. "Хорошо сидим", "Тоска ЗелЕ-е-еная"

5.Открытия месяца.
- Елена Элтанг. "Свойства лавы" (стихи).

6.Притчи месяца.
"Противостояние". "Шутливость". "Окружающая среда".
(Идрис Шах. Из книги "Мудрость идиотов").

Рамблер Почта
1.Прямая речь.

Дмитрий Воденников (27 июля 2004г. 22.34) по телефону :
<...> Юра, я пока не способен на продолжение интервью (уж простите за слабоумие : ) Если хотите – я могу переслать Вам свой новый цикл (он не из всего нового, писался 2 года, но сложился как цикл – недавно). (…) Осенью должна выйти моя новая книга (совместно со Светой Лин, она брала у меня интервью). Называться она будет “Вкусный обед для равнодушных кошек”. Если и здесь Вы будете не против – могу переслать Вам для августа – фрагменты из нее. Кстати, 11 августа я, возможно, буду читать в сборной солянке
в “Пирогах” на Никольской. Если хотите – приходите…


2.Цикл новых стихов Дмитрия Воденникова
ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ

ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ

цикл "новый большой русский стиль" (2002-2004)

Я – так несовершенен,

язык так несовершенен,

мир – так несовершенен,

а главное, люди, живущие в нем, так ленивы и неблагодарны,

что, разумеется, никакое прямое высказывание невозможно

Только оно – ЕСТЬ.





* * *

Я был - в ослепительных джинсах,
в густой ярко-синей рубашке,
было мне - тридцать три года,
и сердце моё -
разрывалось - от счастья.

1.
…Мама! и как так случилось,
что я - написавший свои знаменитые книги:
о смерти, о страхе, о прахе (о пыли), о комплексе жертвы -
умудрился
всё ж таки стать
таким совершенно здоровым,
таким невозможно счастливым
и таким - абсолютно - бессмертным?

А вот так и случилось! - что, глядя однажды
в ваши милые-милые лица,
с плохо скрываемой злобой, отчаяньем и раздраженьем
,
я вдруг вспомнил,
как нынешний мой арт-директор,
а раньше - флористка,
тоже, видимо, глядя - в не менее! - милые лица своих постоянных клиентов,
вдруг сказала,
сбивая с колен непокорную, грубую землю:
Извините меня,
но японского сада - НЕ БУДЕТ
.

2.
Вот и вы извините меня, ибо мне - не хватило любви,
этой грубой пахучей любви,
а вот вам, как ни странно, - хватило!
о, как долго, как долго -
в сиреневых сумерках - тридцать четвёртой весны
голубая лисица - в моих переулках - бродила
.

А теперь всё иначе - я сегодня проснулся от счастья,
с сильно бьющимся сердцем - и глядя в апрельский рассвет, в загустевшую зелень,
вдруг засмеялся,
потому что опять-таки вспомнил:
и своё прошлогоднее пьяное зимнее буйство,
и себя самого - в окруженье каких-то подонков,
и мужские, надёжные руки подоспевшей охраны,
но главное -
голос,
ЖИВОЙ ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ голос,
с таким неподдельным участьем спросивший меня:
"Ну, что, Дима, уже не можете - без скандала?"

Ну, почему же - МОГУ.

3.
Ибо - как сказала бы Дебби Джилински,
(ещё один - буйнопомешанный ангел
из любимого мной голливудского фильма),
превращаясь у всех на глазах - в кучку пепла и в ворох кредиток:

"Я НИКОМУ НЕ ХОТЕЛА ВРЕДА,
МНЕ - НЕ НРАВИЛОСЬ! -
ДЕЛАТЬ КОМУ-ЛИБО БОЛЬНО.
НО ВРЕМЕНАМИ - ЛЮДИ
ПРОСТО ОТКАЗЫВАЛИСЬ СЛУШАТЬ, ЧТО ИМ ГОВОРЯТ,
И ТОГДА - Я ВЫНУЖДЕНА БЫЛА
ПРИМЕНЯТЬ УБЕЖДЕНЬЕ, УГРОЗЫ …И - СЛЕЗОТОЧИВЫЕ СРЕДСТВА"


4.
Так что ты не сердись, - а приди на меня поглазеть
через год или два (лучше десять!) - и то, что осталось,
будет так же плясать для тебя,
будет так же стесняться и петь…

Что ж поделать, ну нравится мне - эта первая мелкая взвесь,
этот быстрый апрельский пожар,
эта нежно-салатная жалость!

5.
…И за это за всё -
за твою несказанную щедрость,
за твою беспощадную трезвость,
за минутную слабость твою -

будет, будет тебе
твой обещанный праздник:
этот буйно помешанный прах
легендарная пыль
черемуха счастья
бесстыдно раскрытая жизнь
ВЕСЬ ЭТОТ ГРУБЫЙ АПРЕЛЬСКИЙ
БЕССМЕРТНЫЙ ПИАР

вечный воденников






ШИПОВНИК

И мальчиком, и дядечкой - нельзя:
кусаю губы, потому что знаю,
что - вот она! - не первая весна
и не последняя… а так, очередная…

Я - сбрасываю кожу, как змея,
я - как крапива, прожигаю платье,
но то, что щас шипит в твоих объятьях,
кричит и жжется - разве это я?

Нет, в том шиповнике, что цвёл до издыханья,
до черноты, до угля - у забора
я до сих пор стою как тот невзрачный мальчик
за пять минут - до счастья и позора.

Ну что ж поделать, если не совпавший
ни там, ни здесь - со мной, по крайней мере -
ты пах моей щекой
, моей мужской рубашкой
ещё до всех моих стихотворений.

- За всё про всё одна лишь просьба есть:
за то, что мы не были и не будем -
люби меня таким, каким я есть,
таким-каким-я-нет - меня другие любят.

…Я не надеюсь, ни с одним из вас
ни там, ни здесь совпасть, - но в это лето
мне кажется, что кто-то любит нас,
имперских, взрослых, солнечных, раздетых.

Из душного цветочного огня
он нас прижмёт к себе, а мы - ему ответим…
Ещё я знаю, что на целом свете,
уже лет десять, больше нет тебя.





* * *

Только что ж мне так тошно
в моём ослепительном сне -
по колено в песке, на участке из солнца и пыли -
знать, что всех схоронили, устроили в этой земле
(и тебя, в том числе), а меня почему-то забыли

…ты мне приснилась постаревшей,
какой-то жёлтой, неуверенной в себе,
и всё, что есть во мне мужского, содрогнулось
от жалости и нелюбви к тебе.

Однако, всё это - значенья не имело,
по крайней мере,
по сравненью с тем - как ты,
с каким-то детским вызовом сидела -
на самом краешке куриной слепоты…

Но я не выдержал
- свою мужскую муку,
и вот тогда - из солнечного сна -
ты - старой девочкой, безвременной старухой,
ты так внимательно взглянула - на меня.

Но все сама отлично понимая,
ты поперхнулась собственной судьбой -
и засмеялась - вечно молодая -
над нашей пошлостью и трусостью мужской.

…Мой сон прошёл, но я не просыпался,
и снилось мне, что я плыву во сне,
как и положено мужчине, содрогаясь
от отвращенья - к самому себе.

Надеюсь, верю, знаю - непременно
настанет день, когда при свете дня,
с таким же ласковым, бесстыжим сожаленьем
один из вас - посмотрит на меня

и станет мне так ясно и понятно,
что всё, что есть, - не стыд, не пыль, не прах,
а только - розовые голубые пятна
в моих смеющихся - еще живых - глазах.





ШИПОВНИК -
РАСПАДАЮЩИЙСЯ НА ЧАСТИ



Всё сбудется - не завтра, не сегодня,
не в этой жизни и не после смерти…
Но боже, как горит твоя изнанка,
что мне все кажется, что мы с тобой бессмертны.

Как тот - другой - трепещущий у школы,
измятый весь, с пурпурной головой
(да не измятый ты - лиловый ты, лиловый,
вульгарный, страшный,
черный, черный - мой!).

А был еще один - с чуть розоватой кожей,
когда я тоже выбился из сил
и только повторял: о боже, боже, боже…
Мне кажется, что был еще - четвертый,
но я его забыл.


Да нет же, вот и ты -
меня в конце предавший
(ну, пусть на площади, ну пусть перед народом),
зато я помню, как ты сладко пахнешь -
то кашей гречневой, то молоком, то медом.

- Я, столько лет к вам всем протягивавший руки,
как будто требовавший не любви, а денег, -
да неужели я не вынесу разлуки,
особенно когда она - навеки.

За то, что вы - своей мужской работой,
меня с ума сводили ежедневно,
за то, что пахли вы - мужским и крепким потом,
мы с вами встретимся - (все сразу!) непременно.

…Но что-то мне сегодня подсказало:
не в этот раз и не на этом свете.
Нет, мой бесценный, это ты - бессмертен,
а я в тебе - умру, тридцатилетним.

За вас за всех -
трепещущих у школы,
сгоревший весь, с изнанкою лица…
- Да не сгоревший я, - лиловый я, лиловый,
пурпурный, розовый, багровый - до конца…



 

 




* * *

Кс.Р. и Е.Р.



В тот год, когда мы жили на земле
(и никогда об этом не жалели),
на черной, круглой, выспренной - в апреле
ты почему-то думал обо мне.

Как раз мать-мачеха так дымно зацвела,
и в длинных сумерках я вышел из машины
( она была чужая, но была!)…
…И в этот год, и в этот синий час -
(как водится со мной: в последний раз )
мне снова захотелось быть - любимым.

Но я растер на пыльные ладони
весь это первый, мокрый, лживый цвет:
того, что надо мне, - того на свете нет,
но я хочу, чтоб ты меня - запомнил…


- Ведь это я, я десять раз на дню,
катавший пальцами, как мякиш или глину,
одну большую мысль, что я тебя люблю,
(хоть эта мысль мне - невыносима),
стою сейчас - в куриной слепоте
(я, понимавший все так медленно, но ясно)
в протертых джинсах,
не в своем уме.

…в тот год, когда мы жили на земле -
на этой подлой, подлой, но - прекрасной.


апрель 2004



ШИПОВНИК FOREVER

в первый раз я увидел тебя - в шесть лет,
второй раз - когда мне стукнуло 35,
в третий раз я увижу тебя - перед смертью,
а больше я тебя уже никогда не увижу.

1.
За то, что ты - не абы как, а трижды -
вдруг вспыхнувший в моей июньской тьме,
я все равно тебя - когда-нибудь увижу:
в гробу, в России, в дочери, во сне.

2.
Я тебя обожаю… За то, что - имперский, тяжелый,
засучив рукава, так насмешливо, так безнадежно
ты смотрел на меня
(слишком красный и слишком лиловый) -
ты за это за всё
мне приснился вчера - белоснежным.



3.
Дорогой мой, желанный, единственный, счастье мое! -
всё, что я обещал, - всё сбылось (только всё как-то слиплось, слежалось…).
…Но зато - о, как долго томилось
мужское твоё молоко,
как смешно и по-детски оно
на твои рукава - проливалось.

4.
Я искал тебя - всю свою жизнь на таком подмосковном ветру,
я писал тебе длинные письма, но всё бесполезно
.
-
Я увидел тебя в первый раз - в одна тыща затёртом году,
а теперь ты меня положил
на лопатки - на теплую землю
.

5.
Так что это - я ненавижу тебя…
И за весь мой истерзанный вид,
за шиповник, несбывшийся мой, и за весь твой volksvagen позорный…
(…дорогой мой,
бесценный,
родной -
у тебя ничего не болит?)

- У меня ничего не болит,
я хотел бы - в четвертый, в четвертый!..





* * *

Мужает голос и грубеет тело,
но всё по-прежнему во мне - свежо и звонко.
Я подниму себя - привычно, между делом,
легко и убеждённо, как ребёнка.

А ранней осенью - жизнь зацветёт, как школа,
начнёт букетами и ранцами кидаться,
но зрелость с юностью - как школьник и дошкольник,
всё меж собой никак не сговорятся.

Но - солнце - правду - выскажет в упор
и также в зеркале, как зелень, отразится,
когда из ванны выйдешь в коридор
ты - с мокрой головою, как лисица.

…Чем ближе осень - ярче подоконник,
чем дальше школа - тем ещё ужасней
и я сижу в углу, как второгодник,
и свет стоит столбом - как старшеклассник.

Мне нравится, что жизнь со мной - груба
и так насмешлива, подробна и невместна:
я подниму своим привычным жестом
легко и убежденно - прядь со лба.

Ведь сколько раз уже - в очередном аду -
я прижимал к лицу свои мужские руки
и полагал, что я иду - к концу,
а шёл, как правило, к какой-то новой муке.

Ну так простимся же - по-царски, без обид,
здесь и сейчас, откинув одеяло, -
нам только жизнь и зрелость - предстоит,
как раньше смерть и детство предстояло.







Хостинг от uCoz


2.Интервью с Андреем Максимовым (..Портят нервы те, кому недодали...).

— Андрей, помните каким был ваш первый прямой эфир?

— Полная истерика. Помню, кто-то сказал: «Внимание, минута до эфира!»

А голос-то какой бесстрастный... Ему-то хорошо, режиссеру, он за кадром. А я? Как же я? Сейчас все увидят, какой я косноязычный, нечесаный, и дикции у меня — полон рот. Тридцать секунд! И вот мы — в эфире! Неужели, думаю, вот это дрожащее, волосатоочкастое существо, с трудом помещающееся на экране, — это и есть я? И меня сейчас все увидят? У меня началась паника. Остановило только то, что был привязан «петличным» микрофоном. Я понял: пока его отстегну, начнется передача и зрители увидят суетящегося меня... В общем, я остался...

— Ничего себе, выброс адреналина!

— Выброс адреналина — это очень мягко сказано. На прямом эфире вообще происходят вещи странные и необъяснимые: например, живот перестает болеть и даже неуправляемые, казалось бы, процессы в желудке запросто управляются прямым эфиром. Желудок, видимо, понимая ответственность происходящего, во время эфира ведет себя хорошо. Однажды перед эфиром у меня пошла кровь из носа. Со мной такое случается, и я знаю: этот поток остановить нелегко. Но как только прозвучала команда: «Вы — в эфире!», кровь каким-то чудесным образом остановилась сама. Забывается зубная боль. Забываются любые, даже самые неразрешимые проблемы.

— Скажите, Андрей, а этот ваш имидж интеллигента-либерала кто-то выдумал или это ваше родное?

— Как правильно заметил Лев Юрьевич Новоженов: «Конечно, если задницу каждый день показывать по телевизору, она станет знаменитой. Но от этого она не перестанет быть задницей». Я ношу очки, потому что плохо вижу с детства. Бороду я начал носить в то непростое для каждого мужчины время, когда с одной женой уже расстался, а с другой еще не встретился, и потому, совершенно не зная, где именно застанет меня утро, справедливо, как мне кажется, рассудил, что лучше ходить бородатым, чем небритым. Длинные волосы у меня оттого, что мой друг развелся с женой. Жена эта стригла меня, когда же они развелись, стричь стало некому, а в парикмахерские я принципиально не хожу, потому что терпеть не могу, когда чужие руки копаются в моей голове. Все это называлось просто — внешний вид. А точнее, никак не называлось. «Вот Максимов пришел» — так это все называлось... После первого эфира внешность моя получила чисто русскую кличку «имидж», меня стали спрашивать, как я над ним работаю и как я его выбрал.

— Ну теперь вас можно, наверное, назвать специалистом по ведению интересной беседы. Поделитесь секретами.

— Забавно: как только ты проведешь несколько телебесед, то сразу становишься специалистом по интервью, тебя приглашают выступать перед студентами и делиться опытом. И уже никого не волнует, что я, к примеру, всегда был двоечником-троечником, что журфак Московского университета не мог закончить аж 14 лет... На самом деле, как всякий двоечник, я очень люблю теоретизировать с умным видом. Я даже придумал такую науку — «Диалогия, или Как получить от человека нужную вам информацию». Теоретизирование с умным видом полезно как минимум для того, кто теоретизирует: занятие это весьма поднимает в собственных глазах и силы придает.

— А как вы готовитесь к передаче?

— Говорят, что есть ведущие, которые не готовятся к передаче вообще. Не знаю, правда ли это, но мне рассказывали, что один известный интервьюер узнает о том, кто придет к нему в гости, перед самым эфиром. А что? Разве к разговорам с друзьями мы как-то специально готовимся? Нет. Так зачем же готовиться к телебеседам? Такая позиция имеет право на жизнь. Но, во-первых, в этом случае нужно быть человеком очень эрудированным, каковым я себя не считаю. Ведь если ты оказываешься не в курсе каких-то самых главных событий в жизни гостя, это его чрезвычайно раздражает и, разумеется, не способствует установлению контакта. Во-вторых, вовсе не готовиться к передаче может только очень уверенный в себе человек, то есть опять же не я. Один из самых «кошмарных кошмаров», которые периодически видятся мне во сне, таков.

Снится мне, что мой гость исчерпывающе ответил на вопрос, а у меня больше вопросов нет. Ни одного. Я смотрю тупо на гостя, он на меня. Время идет. Тут я, как правило, просыпаюсь. Чаще всего в поту. Причем в холодном. Как правило, из подготовленных вопросов я задаю один, от силы два. Но сам факт того, что вопросы есть, мне лично придает сил и уверенности. Хотя для меня самое главное не то, как меня подготовили редакторы, а как меня, условно говоря, подготовила жизнь, то есть в каком состоянии находятся мои душа и мысли, когда я сажусь перед камерой. Однако я провел немало эфиров и твердо убедился: нет абсолютно никакой зависимости между тем, как ты провел день, и тем, как ты провел эфир. То есть зависимость, может быть, и есть, но моему уму она недоступна. Иногда так вымотаешься за день, а на эфире как огурчик. А иногда — специально отоспишься и, видимо, по инерции продолжаешь спать и на передаче.

— А с кем вы боялись беседовать больше всего?

— Больше всего — с Майей Плисецкой. Во-первых, потому что это Плисецкая! А во-вторых, это была одна из первых моих встреч с человеком, который настолько знаменит. Иногда мне кажется, что среди нас живут пришельцы — вроде бы люди, а вроде бы и нет. Вот Майя Плисецкая — пришелец. Человек — даже балерина — не может так двигаться и так сидеть. У земного человека не могут так летать руки — это противоречит законам земного притяжения. Наконец, земной человек не может так потрясающе выглядеть. Да еще столько лет подряд... Я до такой степени боялся Плисецкой, что решился подойти к ней буквально за пять минут до эфира. Да так и сказал: «Майя Михайловна, я не знаю, как сейчас буду с вами разговаривать, я вас ужасно боюсь». Плисецкая улыбнулась мне, абсолютно незнакомому человеку, так, будто встречи именно со мной она искала всю жизнь. «Андрюша, — сказала она мне. — Вы чего? Сейчас посидим, поговорим, и все будет нормально». Я как-то сразу, вмиг, успокоился.

Уже потом, проведя массу эфиров, я понял: с теми, кто по-настоящему велик, говорить не страшно. Куда хуже говорить с теми, кто мнит себя великим. Вообще заметил, что в жизни чрезвычайно портят нервы именно те люди, которым кажется, будто им чего-то недодали. Будто человечество что-то обещало им, но свое обещание не сдержало. Не имеет никакого значения, чего именно достиг человек на самом деле: закомплексованность живет внутри него и от конкретных достижений не уменьшается.

Когда в гримерную вошла Анни Жирардо, мне показалось, что она чрезвычайно печальна, грустна, а может быть, даже и нездорова. Сев в кресло, она спросила: «А нельзя ли где-нибудь у вас взять бутылочку пива?» Взяли. Анни выпила быстро и с удовольствием и спросила: «А нельзя ли у вас где-нибудь взять еще одну бутылочку пива?» Взяли. Второй бокал Анни пила медленно, и я видел, как с каждым глотком светлеют ее глаза. Потом она неожиданно потрепала меня по волосам и вздохнула: «Ах, мальчик, если б мне было лет на тридцать меньше...» Конечно, Жирардо мне льстила. Но я понял, что эфир получится. Самого знаменитого польского артиста Даниэля Ольбрыхского я удивленно спросил: «Как это может быть, что вы такой знаменитый и одновременно такой абсолютно нормальный человек?» «Так у меня все в порядке! — воскликнул рыжий польский гений. — Это те, у кого комплексы, важничают. А у кого все нормально, тем этого не надо. С популярностью тут какое дело? Самое главное — с ума не сойти после того, как первый раз свою фотографию в витрине магазина увидишь, а потом все просто становится. К этому довольно быстро привыкаешь, и дальше жизнь идет нормально».

Беседу с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым мы записывали у него дома, в Питере. Дом этот поразил меня своей обыденностью: непрестижный, совсем не центральный район, заурядный, загаженный подъезд, самая обыкновенная небольшая квартира, одна комната которой целиком отдана книгам. «Неужто вам не предлагают переехать куда-нибудь поближе к центру, в большую квартиру?» — спросил я, пока режиссер и оператор ставили свет. «Недавно стали предлагать, — вздохнул Дмитрий Сергеевич. — Но мне уж не под силу. Чтобы только книги мои собрать и разобрать — сколько времени нужно и сил... Нет, здесь уж я, видать, и умру...»

Свет ставили довольно долго, не сразу нашли место для съемки. За все это время великий человек Дмитрий Сергеевич Лихачев не то что ни разу не возмутился, но, наоборот, вел себя так, чтобы мы, не дай Бог, не почувствовали себя неловко. Наверное, истинный интеллигент всегда думает сначала о других, а потом — о себе. И еще меня поразило, что Дмитрий Сергеевич вел себя так, словно мы с ним давно знакомы и он даже рад меня видеть. Это тоже признак настоящей питерской интеллигентности. Беседа с академиком Лихачевым еще раз убедила меня в том, что по-настоящему образованные и умные люди всегда говорят, во-первых, просто, а во-вторых, парадоксально. Умничают, извергая банальности, как правило, те, у кого, кроме нескольких выученных цитат и терминов, в голове больше и нет ничего. Например, рассуждения Лихачева о русской истории привели меня к мысли о том, что вся история России — это не что иное, как борьба Иванушек-дурачков с самозванцами. На протяжении веков все время кто-то из них проигрывает, а кто-то выигрывает. И жизнь русского народа всегда зависит от того, чья виктория: Иванушки-дурачка или самозванца. Лихачев считал, что когда пришел к власти Горбачев, то как бы одержал верх Иванушка-дурачок (кстати, этот сказочный персонаж, как я понял, был одним из любимых у Лихачева).

— Ну а ошибки, накладки у вас случались? Все-таки прямой эфир!

— На одном из первых эфиров со мной произошел неприятный случай, который я запомнил на всю жизнь. Телезрительница рассказала ужасную историю о трагической гибели ребенка, и от волнения я не нашел ничего лучшего, как ляпнуть: «Надо же, какой интересный сюжет!» Поскольку старался скрыть волнение, произнес я эту пошлость к тому же весьма равнодушным голосом. Можно, конечно, оправдаться волнением, но все одно: сам виноват. «Как отнеслась ваша дочь к тому, что вы стали писательницей?» — поинтересовался я у Александры Марининой. Маринина посмотрела на меня взглядом профессионального следователя и произнесла, мило улыбаясь: «Вы знаете, а у меня нет дочери...» Я готов был провалиться сквозь землю. Конечно, можно было бы ругать за неверную информацию редакторов, но это занятие напрасное. Ведущий в прямом эфире — это как вратарь: пропустил плюху, сам и виноват.

— А режиссеры, операторы в таких ситуациях как-то помогают?

— Иногда выручают, хотя, бывает, и все портят. Причем не из вредности (хотя и так бывает), а из-за непрофессионализма. Например, могут неправильно поставить свет — тогда и твой собеседник, и ты сам будете выглядеть хмурыми, серыми, скучными людьми. Или оператор во время беседы может громко переговариваться с режиссером, а то и хуже — начать зевать. Все это не очень-то способствует налаживанию контактов с собеседником. А если режиссер не успевает показывать твою реакцию на слова собеседника, то ваша беседа будет выглядеть нелепой. Или оператор не скажет тебе, что галстук завязан криво, и этот кривой узел будет ужасно раздражать зрителя, да и тебя самого, когда увидишь себя в мониторе. Тут же нервно начнешь поправлять узел и еще больше сдвинешь его в сторону, забыв, что в мониторе ты отображаешься зеркально.


Интервью брал Сергей Чернов. Киевские ведомости. 25 октября. 2002 года.


4.Картинная галерея.
Потенциальные иллюстрации к стихам Дмитрия Воденникова. И других поэтов. Или просто талантливые работы.

Рисунки месяца. Автор - Lerok.


Хорошо сидим!


Тоска ЗелЕ-е-еная

написать автору
Хостинг от uCoz
5.Открытия месяца.
Елена Элтанг. Свойства лавы. (стихи)

Rambler's Top100

                     * * *

часы стоят в индийском шалаше
из тамошней божественной колоды
я помню только воду и погоду
так часовщик запомнил бомарше
за озаренье анкерного хода
на кой ему бездельник фигаро
и андалусок подлая природа

в литве двенадцать в индии зеро
ни в ум войти ни выйти из ума
с ножных браслетов сходит позолота
но ремешком отцовского полёта
перетираясь держится зима
где маятник колодезной заботой
умаялся не доставая дна
а ты пойдёшь зажмурившись за лотом

отпустишь руку и уже одна

                     ritardando

король кофетуа возьми меня с собой
в любой из городов твоих в любой
в любовь из соловков твоих в любовь
я белая чужая ты рябой
 
король кофетуа возьми меня на роль
я буду стражник стриженный под ноль
я буду бражник с мёртвой головой
ты будешь мастер я мастеровой
 
король кофетуа возьми меня в кровать
я обещаю слов не рифмовать
пока ты по пустыне водишь рать
твои подушки стану вышивать
твои чекушки стану допивать
 
давай играть

                     faute de mieux

обмануты сводкой погоды
сойдёте в лидо без пальто
— чудовище женского рода
венеция с чёрного хода
впускает своих кукловодов
а вас не встречает никто

пьеро на ходулях — на сваях
домишки по горло в воде
речных дожидаясь трамваев
здесь мидии их обживают
здесь медичи всем подливают
а вам не подносят нигде

гниёт поднебесная свалка
— прикрыв треуголкой чуму
в приливе как в старой качалке
сантиссима дрыхнет вразвалку
и всем её бывшую жалко
а вас вот не жаль никому

в кофейне над чашкой остывшей
где местные все в домино
прислушайтесь — аква всё выше
вы знаете как она дышит
вы тоже и старый и бывший
и тоже идёте на дно

                     чисто цеховое

спохватишься: гляди дружок гляди
кого я здесь ещё не целовала
изидиным лоскутным покрывалом
кого здесь не дразнила? Позади
la vie privee с гвоздикой на груди
публичная как клятва аннибала

и вечно подшофе и под уклон
все умники мои все персонажи
подранки возвратитесь ли однажды
всерьёз реанимацией пейзажа
мы занялись бы милые шалом
но нет молчат и ты обескуражен

и даже ты молчишь
и поделом

                     * * *

недружелюбны, как растенья юга
(голодный стебель, голые шипы),
мы вырастаем посреди толпы
и обрываем листья друг у друга,
а листья маслянисты и упруги,
как краткий слог ямбической стопы
...без сожаленья, брат мой, без натуги,
сговорчивым владея ремеслом
(мы сущий ад, нас зверское число),
мы обдираем руки друг о друга,
не осознав иудина недуга,
и точим лясы, слёзы и тесло,
и рвёмся в круг, чтоб вырваться из круга.

                     * * *

вы не слышите? Алло
полегчало отлегло
будто тело опустело
будто вымели метлой
всё что с вами я хотела
делать каждый божий день
на ковре и оттоманке
то ли высохла шагрень
то ли осень наизнанку
выворачивает швы
белой ниткой шиты вы
чёрной ниткой самозванка
вы не слышите? Алло
оставляю ремесло
всё равно одна морока
спрячу подлое стило
будто ложечку в дупло
вороватая сорока
растоплю камин и спать
сорока б ещё дождаться
пропадай краса и стать
как заначка под матрацем
три клошарские гроша
три еврейские таланта
три халдейских адаманта
три славянские шиша

                     le frelon pour joan

твои заморские пожитки заполонили чердачок
в тринадцатом аррондисмане в любимом месяце нисан
где я с тринадцатой попытки космополитка новичок
живу с орешками в кармане и с ветерком да ты и сам
 
поиздержался пали кони но вот приехал и — виват
садись на пыльный подоконник свои обиды забывать
всё как зимой и даже пуще мы пропадаем ни за грош
и длинный хлеб уже надкушен пока из лавочки идёшь
и кофе выбежав из джезвы подсох сиенским ручейком
и не найдется свежих лезвий и черновик лежит ничком
 
о как я знаю твой сценарий бессмертный как папье-маше
и шершень золотисто-карий зависнув в солнечной пыли
уже глядит без удивленья на рай в нерусском шалаше
проспав в багажном отделеньи три обращения земли

                     enfin

в кармане старого пальто
пожухшей мантрой обнаружив
парижский список — что на ужин?
редис латук фромаж батон
mon Djeu неужто было хуже?
заплачешь сидя на полу
в кладовке в запахе пачулей
сен-жак не улочка а улей
январский кофе на углу
и то как в булочной заснули
за ранним завтраком в тепле
(Gainsbourg и влажные опилки)
как два вора на пересылке
и кофе стывший на столе
хозяин грел потом с ухмылкой
на новый не было монет
их и теперь немногим больше
пальто мне продал барахольщик
пальто одно другого нет
 
авось не сносится подольше

                  cavamadame

поцелуи кон латте в оба виска
восемь тридцать лувр риволи
кто ты дурочка? я-то? дочь рыбака
из виленской скудной земли
так губами щурятся — бон суар
вот же каин твоя печать
отвечать не могу — во рту пожар
но могу мигать и молчать
каково тебе спустившись сюда
подобрав чужой фигаро
не меня дожидаться а дня суда
безбилетный орфей в метро
аз воздам сторицей а мне хула
от распай до лувр риволи
каково мне злиться во рту зола
рассыпаюсь от конопли
эвридикою ёжусь в чужих мехах
дай мне руку — се данс макабр
на дворе трава на траве аллах
а в конце тоннеля декабрь

                  сорок сороков

как выемка в помпейской лаве твоё отсутствие и в нём
едва нашариваю днём то что вчерашний жар расплавил
виват ночные антраша покуда кожа золотится
золой и брызгает водицей живой недаром не спеша
венчаю голого на царство забыв целительную спесь
а ты присутствуешь не весь и в этом видится коварство
зацветший дом скрипящий пруд в нём древоточцы и дриады
они тебе как дети рады а ты присутствуешь не тут
владей бессоница шалава пока владелец вдалеке
он в парафиновом венке он презирает свойства лавы
владей княжна твоя казна твои шепчу и шерсть и перья
не до силлабики теперь мне и слабость авеля смешна
прочти мне свой сорокоуст на сорок мучеников в марте
виват комедиа дель арте где стол был яств а дом был пуст
плесни отсутствующий тут за наши вычурные шашни
за сетеченто жар вчерашний в глазницах нынешних баут

                  tutti i versi sono faisi

предупрежденьем прошлогодним
вольно мне было пренебречь
ужо наполнит в преисподней
мне рот огнём родная речь
за лжесвидетельские ямбы
тебя сводящие на нет
за этот выстуженный тамбур
меж мной и питером за бред
которым ты по горло сыт уж
за шорох вежливый молвы
за этот возраст перешитый
из сорока но лезут швы
за вы-го-вор иногородний
за птицу мёртвую в руке
за привкус крови черноплодный
на онемевшем языке

                  in modo dubbio

я боль за пазухой ношу и в уши ей дышу
как спаниелю малышу как несмышлёнышу
а надо б ей давать с руки абсент и анашу
расти большая вопреки тому что я пишу
ты познакомишься с гульбой мы с ней накоротке
она моею головой играет в бильбоке
мы подождём пока беду не сплавят по реке
а подрастёшь так поведу гулять на поводке
тебе хозяйская кошма и лучшие куски
валяй лишай меня ума сжимай мои виски
вот так завяжем мы с нытьём бесплодным как пески
и заживём с тобой вдвоём а значит по-людски

                     * * *

головастиком тритоном
ухожу поглубже в ил
в галицийские затоны
в темень тисы монотонной
в гул волынки телефонной
под крулевскую попону
где бы ты меня любил

закарпатское мальфарство
ёж ворующий луну
вшистко едно фарс и барство
ах омела не лекарство
сладко львовское коварство
ухожу в такое царство
где бы ты меня одну

ввечеру не выпьем кавы
из аптечных пузырьков
то есть панские забавы
мне попутчик мой картавый
поднесёт другой отравы
тут и выйдет пот кровавый
а виновник был таков

                  a livre ouvert

а помнишь у фроста:
ты остров он остров
так просто так остро
хоть локоть грызи
прохватит зюйд-остом
от марса до ростры
не хватит ли? Землю
не видно вблизи
а остров твой дремлет
в боспорской грязи
бесспорною геммой
а помнишь у пруста:
мадленки без хруста
надкусывать грустно
макая в чаёк
из липы безвкусной
французский как устный
зубрить? Постепенно
пока невдомёк
что церковь мадлены
господний буёк
из пробки настенной

                     * * *

двести восемь дней ненужных до великого поста
сто дерюжных восемь вьюжных ненадёжных сто а там
подмастерье неумелый живо крышку поднимай
в гжельских перьях сине-белых из обжига выйдет май
воскресеньем сыропустным подведёт живот с утра
сладкой луковицей хрустнет купол Павла и Петра
вот тогда мы выйдем смело будет дело а пока
здравствуй белая омела ни единого цветка
 
доставай своё пальтишко обтрепались обшлага
да гляди буянь не слишком надоешь своим богам
раздирается завеса пальцы жжёт чужой глагол
подвези усталый кесарь за украденный обол
пронесётся по предместью не поймаешь не проси
чёрных шахмат перекрестье на боку его такси
нам пешком ему налево не потерпит шантрапы
здравствуй нюрнбергская дева подставляй свои шипы

                  павломахия
что павлуша нынче плачешь
всё приелось толокном
то ли в речку бросить мячик
то ли девочку в окно

на карниз её поставить
в фильдеперсовых чулках
подтолкнуть её перстами
в спинку белую и — ах

до свиданья фройляйн бетти
do not bother do not ask
дай вам боже наших встретить
по дороге на дамаск

вот лежит она сложившись
пополам как дама треф
а над ней горит оживший
файер парковых дерев

императорские шашни
лютни башенки ключи
бедный лютик день вчерашний
не молчи же не молчи

мидинетка дрянь хористка
повернись на каблучке
пресный привкус евхаристий
на болтливом язычке

полно бетти что стесняться
удаляясь от земли
нынче павел где же святцы
мы запамятовали

Вильнюс
(Опубликовано в журнале Знамя в номере 8 за этот год)



6.Притчи месяца.

Противостояние.

Человек, прозываемый Имами, прославился своей почти непереносимой критикой по отношению к другим людям. Однажды он надумал посетить суфийского Учителя.
- Всю свою жизнь я посвятил противостоянию тем, чьи верования ложны, и борьбе с теми, кто проповедует заблуждения,-сказал он.
-Я способен заставить их молить о милосердии - вот какова сила моих правомерных обличений.
Суфий спросил:
- Ставите ли вы себя на их место, прежде чем нападать?
- Разумеется - сказал Имами.
- Я это делаю с тем, чтобы обнаружить их наиболее уязвимые места и нападать более успешно.
И тут суфий закричал. Он столь яростно набросился на имами, вопя и понося его почем зря и призывая на его злосчастную голову все неприятности на свете, что Имами не выдержал и стал умолять суфия прекратить.
Суфий ответил: - Я сделал это для того, чтобы вы могли действительно ощутить, что чувствуют те, кому вы противостоите, когда подвергаются вашим нападкам. Вы говорите, что ставите себя на их место. Но я вижу, что когда я поставил вас на их место, - вот тогда вы действительно стали это ощущать.

Шутливость.

Царевич сказал ученому:
- Этот суфий говорит о материях значительных столь шутливо и обыденно, что мне не верится в его искренность. Ученый ответил:
- О эмир шейхов! Знай, что существует три формы Знания. Есть Знание столь глубокое, что его невозможно выразить. Есть Знание, требующее для своего выражения сложных рассуждений. И есть Знание, выражаемое при помощи шутливой формы. Одна шутка из уст этого суфия творит сотню святых, тогда как люди, обладающие серьезным видом и грозной наружностью, преуспели в производстве трупов. Кувшин с Водой Жизни был однажды вручен некому человеку. Тот отказался пить, потому что ему не понравилась форма сосуда. Если вы - человек формы, к чему вам разговоры о глубине?

Окружающая среда
.

Суфий пригласил глубоко почитавшего его человека поселиться в своем доме. Однако, спустя всего четыре дня суфий уехал в дальние края, и его не было три года. Лишенный присутствия Мастера, гость пал духом и чувствовал себя очень неловко. А ведь он еще и был вынужден справляться с обязанностями по дому... Спустя много лет в город, где это происходило, возвратился человек, которому покинутый ученик когда-то поверял свои невзгоды и обнаружил, что друг его преуспел в том, чтобы стать суфием, и что чувства его весьма отличаются от прежних. Тот объяснил своему другу:
- То, что казалось мне ясным в то время, когда я впервые попал в дом Мастера, как я теперь понимаю, в действительности было от меня сокрыто. Если бы он остался, я бы не перенес интенсивности его присутствия. Я полагал, что хочу находиться рядом с ним, в то время как в действительности мне нужно было дышать окружавшей его атмосферой.

(Идрис Шах. "Мудрость идиотов")

 

 

 

Хостинг от uCoz

 



2003
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12

2 0 0 4
2004
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12

Перейти к предыдущему интервью (Июнь 2004).

Перейти к следующему интервью (Август 2004.

 

Перейти на первую страницу проекта (Февраль 2003) ЧТОБ НЕ ЗАБЫТЬ: фото ленноте располагать на сайте не надо (зачем место тратить) надо просто дать ссылку